выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Новости
Людмила Армеева рассказывает о своей  книге
19 февраля 2015 г. 17:40
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация первого исследования о Иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре

В Центральном Доме Журналиста состоялась презентация уникальной книги: «Иконописная школа в Троице-Сергиевой Лавре». Это первое исследование, посвященное истории Иконописной школы со дня ее основания в 1746 году и до наших дней.

Представляя книгу, ее автор - Людмила Армеева,  являясь выпускницей и преподавателем Иконописной школы, рассказала, что сегодня в стенах Школы обучаются около 100 студентов из России, Сербии, Болгарии, США и Кипра. Конкурс  ежегодно составляет 8-10 человек на место. За 25 лет своего существования (после закрытия в 1918 году Школа была вновь открыта в 1990-м), было подготовлено свыше 400 мастеров -иконописцев. Книга была написана по материалам диссертации, собранных с момента обучения и работы в Школе. Людмиле Армеевой удалось популярно и увлекательно рассказать о всех четырех этапах развития Школы, из которой вышли сотни талантливых иконописцев,  сохранивших в своих работах лучшие традиции православной живописи, а также сумевших внести и свой вклад в ее развитие, не отступив от канона.

«Отличий у дореволюционной Лаврской Иконописной школы от современной много, - отметила Людмила Армеева,  - но их связывает одно место пребывания это Троице-Сергиева Лавра, ее дух и отношение к иконе. Икона пишется в рамках установленного канона, свода незыблемых правил, от которых нельзя отклоняться ни в право, ни влево. Однако, внутри канона иконописцу открывается настоящая свобода и огромные возможности, чтобы творчески себя реализовать. Общее также в том, что учащиеся и выпускники школы должны владеть не только суммой профессиональных навыков, но и помнить, что сама жизнь иконописца- это тоже часть канона». Она также рассказала, что среди студентов бывают очень талантливые и одаренные люди (как со средним, так и с высшим художественным образованием), однако талант — это не гарантия, что ты сможешь стать иконописцем, для этого нужно что-то еще.

Работая над книгой, автору пришлось побывать в нескольких архивах Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие архивные находки, факты, выводы, касающиеся более узких проблем – споров о методах преподавания, о путях возрождения древнерусского искусства, о взаимоотношениях священноначалия и церковных художников остались за скобками этого издания», - сказала она.

Например, обнаруженная в лаврском архиве, хранящемся в РГАДА, докладная записка московского священника Михаила Боголюбского (1873 г.) поражает глубиной осознания и анализа противоречий между классическим, античным искусством и православным иконописанием. Священник подробно объясняет, почему академическая иконная живопись противоречит вкусу православному, и считает, что «стараться в распространении ее - значит идти вопреки религиозному чувству православных». Он утверждает, что устраивать на церковные деньги школу академической живописи есть прямое святотатство, потому что академическая живопись ведет к расстройству, а не к созиданию благоговейного чувства верующего человека.

«Я очень надеюсь, что найдется возможность опубликовать весь наработанный материал отдельной монографией (для написания изданной книги он был сокращен в три-четыре раза), т.к. для специалистов – иконописцев, преподавателей и церковных историков это весьма и весьма интересно», - заключила Людмила Армеева.

Книга вышла в издательстве «Подмосковье» и содержит более 180 иллюстраций, в том числе репродукции лучших работ преподавателей и учащихся Иконописной школы.

 

19 февраля 2015 г. 17:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30