iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Людмила Армеева рассказывает о своей  книге
19 февраля 2015 г. 17:40
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация первого исследования о Иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре

В Центральном Доме Журналиста состоялась презентация уникальной книги: «Иконописная школа в Троице-Сергиевой Лавре». Это первое исследование, посвященное истории Иконописной школы со дня ее основания в 1746 году и до наших дней.

Представляя книгу, ее автор - Людмила Армеева,  являясь выпускницей и преподавателем Иконописной школы, рассказала, что сегодня в стенах Школы обучаются около 100 студентов из России, Сербии, Болгарии, США и Кипра. Конкурс  ежегодно составляет 8-10 человек на место. За 25 лет своего существования (после закрытия в 1918 году Школа была вновь открыта в 1990-м), было подготовлено свыше 400 мастеров -иконописцев. Книга была написана по материалам диссертации, собранных с момента обучения и работы в Школе. Людмиле Армеевой удалось популярно и увлекательно рассказать о всех четырех этапах развития Школы, из которой вышли сотни талантливых иконописцев,  сохранивших в своих работах лучшие традиции православной живописи, а также сумевших внести и свой вклад в ее развитие, не отступив от канона.

«Отличий у дореволюционной Лаврской Иконописной школы от современной много, - отметила Людмила Армеева,  - но их связывает одно место пребывания это Троице-Сергиева Лавра, ее дух и отношение к иконе. Икона пишется в рамках установленного канона, свода незыблемых правил, от которых нельзя отклоняться ни в право, ни влево. Однако, внутри канона иконописцу открывается настоящая свобода и огромные возможности, чтобы творчески себя реализовать. Общее также в том, что учащиеся и выпускники школы должны владеть не только суммой профессиональных навыков, но и помнить, что сама жизнь иконописца- это тоже часть канона». Она также рассказала, что среди студентов бывают очень талантливые и одаренные люди (как со средним, так и с высшим художественным образованием), однако талант — это не гарантия, что ты сможешь стать иконописцем, для этого нужно что-то еще.

Работая над книгой, автору пришлось побывать в нескольких архивах Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие архивные находки, факты, выводы, касающиеся более узких проблем – споров о методах преподавания, о путях возрождения древнерусского искусства, о взаимоотношениях священноначалия и церковных художников остались за скобками этого издания», - сказала она.

Например, обнаруженная в лаврском архиве, хранящемся в РГАДА, докладная записка московского священника Михаила Боголюбского (1873 г.) поражает глубиной осознания и анализа противоречий между классическим, античным искусством и православным иконописанием. Священник подробно объясняет, почему академическая иконная живопись противоречит вкусу православному, и считает, что «стараться в распространении ее - значит идти вопреки религиозному чувству православных». Он утверждает, что устраивать на церковные деньги школу академической живописи есть прямое святотатство, потому что академическая живопись ведет к расстройству, а не к созиданию благоговейного чувства верующего человека.

«Я очень надеюсь, что найдется возможность опубликовать весь наработанный материал отдельной монографией (для написания изданной книги он был сокращен в три-четыре раза), т.к. для специалистов – иконописцев, преподавателей и церковных историков это весьма и весьма интересно», - заключила Людмила Армеева.

Книга вышла в издательстве «Подмосковье» и содержит более 180 иллюстраций, в том числе репродукции лучших работ преподавателей и учащихся Иконописной школы.

 

19 февраля 2015 г. 17:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30