iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Людмила Армеева рассказывает о своей  книге
19 февраля 2015 г. 17:40
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация первого исследования о Иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре

В Центральном Доме Журналиста состоялась презентация уникальной книги: «Иконописная школа в Троице-Сергиевой Лавре». Это первое исследование, посвященное истории Иконописной школы со дня ее основания в 1746 году и до наших дней.

Представляя книгу, ее автор - Людмила Армеева,  являясь выпускницей и преподавателем Иконописной школы, рассказала, что сегодня в стенах Школы обучаются около 100 студентов из России, Сербии, Болгарии, США и Кипра. Конкурс  ежегодно составляет 8-10 человек на место. За 25 лет своего существования (после закрытия в 1918 году Школа была вновь открыта в 1990-м), было подготовлено свыше 400 мастеров -иконописцев. Книга была написана по материалам диссертации, собранных с момента обучения и работы в Школе. Людмиле Армеевой удалось популярно и увлекательно рассказать о всех четырех этапах развития Школы, из которой вышли сотни талантливых иконописцев,  сохранивших в своих работах лучшие традиции православной живописи, а также сумевших внести и свой вклад в ее развитие, не отступив от канона.

«Отличий у дореволюционной Лаврской Иконописной школы от современной много, - отметила Людмила Армеева,  - но их связывает одно место пребывания это Троице-Сергиева Лавра, ее дух и отношение к иконе. Икона пишется в рамках установленного канона, свода незыблемых правил, от которых нельзя отклоняться ни в право, ни влево. Однако, внутри канона иконописцу открывается настоящая свобода и огромные возможности, чтобы творчески себя реализовать. Общее также в том, что учащиеся и выпускники школы должны владеть не только суммой профессиональных навыков, но и помнить, что сама жизнь иконописца- это тоже часть канона». Она также рассказала, что среди студентов бывают очень талантливые и одаренные люди (как со средним, так и с высшим художественным образованием), однако талант — это не гарантия, что ты сможешь стать иконописцем, для этого нужно что-то еще.

Работая над книгой, автору пришлось побывать в нескольких архивах Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие архивные находки, факты, выводы, касающиеся более узких проблем – споров о методах преподавания, о путях возрождения древнерусского искусства, о взаимоотношениях священноначалия и церковных художников остались за скобками этого издания», - сказала она.

Например, обнаруженная в лаврском архиве, хранящемся в РГАДА, докладная записка московского священника Михаила Боголюбского (1873 г.) поражает глубиной осознания и анализа противоречий между классическим, античным искусством и православным иконописанием. Священник подробно объясняет, почему академическая иконная живопись противоречит вкусу православному, и считает, что «стараться в распространении ее - значит идти вопреки религиозному чувству православных». Он утверждает, что устраивать на церковные деньги школу академической живописи есть прямое святотатство, потому что академическая живопись ведет к расстройству, а не к созиданию благоговейного чувства верующего человека.

«Я очень надеюсь, что найдется возможность опубликовать весь наработанный материал отдельной монографией (для написания изданной книги он был сокращен в три-четыре раза), т.к. для специалистов – иконописцев, преподавателей и церковных историков это весьма и весьма интересно», - заключила Людмила Армеева.

Книга вышла в издательстве «Подмосковье» и содержит более 180 иллюстраций, в том числе репродукции лучших работ преподавателей и учащихся Иконописной школы.

 

19 февраля 2015 г. 17:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Радость, которую ни с чем не сравнить
8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, который совпадает  с Всероссийским днем семьи, любви и верности, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. Именно там  покоятся мощи святых покровителей супружества. В этот же день Предстоятель совершил освящение закладного камня на месте будущего кафедрального Богородице-Рождественского собора, взорванного в 1939 году. Каждый год 8 июля в Муром съезжаются тысячи людей, среди которых бывают и первые лица государства. О первой настоятельнице монастыря, возродившей его из руин, — игуменье Тавифе (Горлановой), о том, как в древней обители проходит праздник и как строится сегодня монашеская жизнь, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали настоятельница Троицкого монастыря игумения Арсения (Москокова) и духовник обители священник Алексий Вилков. ПДФ-версия
6 июля 2018 г. 13:19