iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Людмила Армеева рассказывает о своей  книге
19 февраля 2015 г. 17:40
версия для печати версия для печати

Состоялась презентация первого исследования о Иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре

В Центральном Доме Журналиста состоялась презентация уникальной книги: «Иконописная школа в Троице-Сергиевой Лавре». Это первое исследование, посвященное истории Иконописной школы со дня ее основания в 1746 году и до наших дней.

Представляя книгу, ее автор - Людмила Армеева,  являясь выпускницей и преподавателем Иконописной школы, рассказала, что сегодня в стенах Школы обучаются около 100 студентов из России, Сербии, Болгарии, США и Кипра. Конкурс  ежегодно составляет 8-10 человек на место. За 25 лет своего существования (после закрытия в 1918 году Школа была вновь открыта в 1990-м), было подготовлено свыше 400 мастеров -иконописцев. Книга была написана по материалам диссертации, собранных с момента обучения и работы в Школе. Людмиле Армеевой удалось популярно и увлекательно рассказать о всех четырех этапах развития Школы, из которой вышли сотни талантливых иконописцев,  сохранивших в своих работах лучшие традиции православной живописи, а также сумевших внести и свой вклад в ее развитие, не отступив от канона.

«Отличий у дореволюционной Лаврской Иконописной школы от современной много, - отметила Людмила Армеева,  - но их связывает одно место пребывания это Троице-Сергиева Лавра, ее дух и отношение к иконе. Икона пишется в рамках установленного канона, свода незыблемых правил, от которых нельзя отклоняться ни в право, ни влево. Однако, внутри канона иконописцу открывается настоящая свобода и огромные возможности, чтобы творчески себя реализовать. Общее также в том, что учащиеся и выпускники школы должны владеть не только суммой профессиональных навыков, но и помнить, что сама жизнь иконописца- это тоже часть канона». Она также рассказала, что среди студентов бывают очень талантливые и одаренные люди (как со средним, так и с высшим художественным образованием), однако талант — это не гарантия, что ты сможешь стать иконописцем, для этого нужно что-то еще.

Работая над книгой, автору пришлось побывать в нескольких архивах Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие архивные находки, факты, выводы, касающиеся более узких проблем – споров о методах преподавания, о путях возрождения древнерусского искусства, о взаимоотношениях священноначалия и церковных художников остались за скобками этого издания», - сказала она.

Например, обнаруженная в лаврском архиве, хранящемся в РГАДА, докладная записка московского священника Михаила Боголюбского (1873 г.) поражает глубиной осознания и анализа противоречий между классическим, античным искусством и православным иконописанием. Священник подробно объясняет, почему академическая иконная живопись противоречит вкусу православному, и считает, что «стараться в распространении ее - значит идти вопреки религиозному чувству православных». Он утверждает, что устраивать на церковные деньги школу академической живописи есть прямое святотатство, потому что академическая живопись ведет к расстройству, а не к созиданию благоговейного чувства верующего человека.

«Я очень надеюсь, что найдется возможность опубликовать весь наработанный материал отдельной монографией (для написания изданной книги он был сокращен в три-четыре раза), т.к. для специалистов – иконописцев, преподавателей и церковных историков это весьма и весьма интересно», - заключила Людмила Армеева.

Книга вышла в издательстве «Подмосковье» и содержит более 180 иллюстраций, в том числе репродукции лучших работ преподавателей и учащихся Иконописной школы.

 

19 февраля 2015 г. 17:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05