iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
Обложка июльского номера "Журнала Московской Патриархии" за 2022 год (№7, 2022)
ЖМП № 7 июль 2022 /  29 июня 2022 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год

Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 

Можно, к примеру, священнику назначать кающемуся епитимию для врачевания грехов, но — стоп! — это крайнее средство. Тут главное, по мнению опытных духовников, — помнить, что любовь не превозносится: пастырь поставлен Богом не для того, чтобы судить, а чтобы вести людей в Царство Небесное. О тонкостях этого непростого дела — в материале, подготовленном редакцией совместно с порталом «Пастырь».

О том, что любовь не ищет своего, хорошо знал директор Загорского историко-художественного музея Иван Птицын — археолог, ученый и мечтатель. Эвакуировав летом 1941 года в далекий Соликамск музейные ценности, в том числе и великую христианскую святыню — раку с мощами преподобного Сергия, много сделав для сохранности реликвий, он вдруг отказался от брони, ушел на фронт и погиб в бою. О малоизвестных деталях эвакуации мощей Игумена земли Русской на Урал — в материале «Ящик № 33».

Мы помним, что Господь призвал будущего апостола Павла к апостольскому служению на пути в Дамаск. А недавно в сирийской столице при поддержке Русской Православной Церкви и наших врачей начал работать Центр реабилитации и протезирования для детей, пострадавших от войны. Любовь милосердствует.

Как получилось, что в сельской глубинке вокруг Борисо-Глебского монастыря недалеко от Ростова, презрев блага цивилизации, охотно селятся иностранцы и жители других российских городов? Об этом и о том, почему любовь не радуется неправде, а сорадуется истине, — в материале нашего обозревателя «Борисоглебские репатрианты». Как важно нам сегодня помнить, что если я любвине имею, то я — медь звенящая, и стараться жить в мире друг с другом несмотря на то, что мы все такие разные! Будем помнить, что мы — разные, но если мы не медь звенящая, то мы идем в одном направлении и, как апостол Павел, когда-то сможем сказать: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (Флп. 3, 8).

Будем рады, если «Журнал Московской Патриархии» станет вам добрым помощником в этом движении!

                                                                                                     Редакция «Журнала Московской Патриархии»


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:


Официальная хроника


■Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла

■Пример духовной стойкости и горячей веры. Приветствие и поздравление Его Святейшеству Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси, с днем тезоименитства и 75-летием от членов Священного Синода

■Первосвятительский визит в Республику Беларусь

■Определения Священного Синода

■Святейший Патриарх Кирилл: Стремиться к святости можно в любую историческую эпоху


Вечная память

■Памяти Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала)


Церковная жизнь

■В единстве с Русской Православной Церковью. Первые визиты миссионерских групп Русской Православной Церкви в Патриарший экзархат Африки


Страницы истории

■ Протоиерей Алексий Марченко. Ящик № 33. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского


Пастырь

■Крайнее средство. Когда можно назначать епитимию


Уроки столетия


■Священник Сергий Иванов. Циничная афера на уровне государства.О полемике христиан с советскими агитаторами в отношении изъятия церковных ценностей в 1922 году


Церковь и общество


■Алексей Реутский. Церковь помогает маленьким героям. В Сирии открылся центр реабилитации и протезирования для детей, пострадавших от войн

■Дмитрий Анохин. Борисоглебские репатрианты. Чего ищут и что находят переселенцы в тихом уголке Ярославской митрополии


Церковное пение

■Олег Овчинников. Помочь подняться к Небу. Богослужение — это не концерт


Чтение

■Книги Издательства Московской Патриархии

29 июня 2022 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00