выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Новости
4 ноября 2012 г. 11:59
версия для печати версия для печати

В Москву принесена Казанская икона Божией Матери

Главная святыня северной столицы - чудотворный список Казанской иконы Божией Матери принесен в Москву, поклониться ему можно на выставке "Православная Русь", которая проходит в Манеже с 4 по 8 ноября.

В день празднования чудотворному образу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Успенском соборе московского Кремля, куда была доставлена святыня. После окончания богослужения чтимый образ был перенесен крестным ходом в Центральный выставочный зал Манеж и установлен для поклонения верующих.

Как заявляют организаторы выставки, поклониться святыне можно 4 ноября с 15.00 до 20.00, 5-7 ноября с 10.00 до 20.00 и 8 ноября с 10.00 до 18.00.

В этом году выставка-форум посвящена теме взаимоотношений Церкви, власти и народа. Здесь представлены экспозиции к 1150-летию зарождения российской государственности, 400-летию мученической кончины святого Патриарха Гермогена, 400-летию победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления Смуты, 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, и 100-летию преставления равноапостольного Николая Японского.

Казанская икона Божией Матери — главная святыня Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Это один из списков с первообраза, обретенного в 1579 году в городе Казани на месте пожара, истребившего перед этим значительную часть города. События явления и перенесения иконы описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за православную веру в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь "Заступнице усердная..." Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к больным глазами.

В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в городе Казани монастырь Пресвятой Богородицы. В него и поместили обретенную икону. Первообраз находился в монастыре вплоть до 1904 года, когда был похищен и уничтожен святотатцами. Еще в XVII веке с первообраза было сделано множество списков, наиболее известные из которых — московский и петербургский.

Московский список присутствовал в ополчении Минина и Пожарского, освободивших столицу от польско-литовских интервентов. Позже он был помещен в Казанском соборе, построенном князем Пожарским на Красной площади. По повелению царя Михаила Федоровича чудотворный образ Богоматери стали чествовать в Москве дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. Поводом послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.

Второй наиболее чтимый список, принадлежал вдовствующей царице Прасковье Феодоровне (супруге царя Иоанна Алексеевича). Его-то и перенес в северную столицу император Петр Великий, где он стал одной из главнейших святынь города. В 1811 году образ Владычицы занял свое место в иконостасе Казанского собора у Царских врат.

В 1920–1922 годах иконостас Казанского собора был уничтожен, чудотворный образ Владычицы передали в храм Смоленской иконы Божией Матери, а в 1930‑х годах ее перенесли в Князь-Владимирский собор.

Во время Ленинградской блокады, жители города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять в тяжелые годы войны. В 2002 году Казанская икона Божией Матери была торжественно возвращена в восстановленный Казанский кафедральный собор и заняла свое прежнее место в иконостасе. Сегодня каждую среду перед образом Владычицы в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга служится акафист.

4 ноября 2012 г. 11:59
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00