iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Конференция собрала лучших российских историков, изучающих феномен расказачивания
28 марта 2014 г. 17:59
версия для печати версия для печати

Трагедию расказачивания обсудили ученые в Российском государственном архиве социально-политической истории

Приуроченная к 95-летию массовой кампании по расказачиванию научная конференция состоялась под эгидой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ее работу возглавили председатель комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил.

Накануне конференции, 25 марта, в московском Донском ставропигиальном мужском монастыре прошла поминальная служба по жертвам расказачивания. Научную же сессию конференции предварило архипастырское обращение Высокопресвященнейшего Кирилла. Как напомнил владыка, старт массовой государственной кампании по репрессиям в отношении казаков был дан 24 января 1919 года с выходом циркуляра Оргбюро ЦК ВКП(б). Этот документ прямой целью партии и большевистского правительства провозгласил массовый террор по отношению ко всем богатым казакам и казакам, так или иначе боровшимся с советской властью. Сколько жертв принесло расказачивание, до сих пор не подсчитано. Как указывает академик Игорь Шафаревич, только на Дону в результате масштабного его осуществления казаков стало меньше на полтора миллиона.

«Уничтожали казаков с максимальной жестокостью. Собрав из станиц терских казаков, красноармейцы погнали их к станции Беслан с целью депортации. По дороге охранники никак не препятствовали окрестным горцам в прямом смысле вырезать безоружных казаков. По прибытии же оказалось: места в вагонах на всех не хватает. Тогда половину арестантов расстреляли из пулемета и здесь же похоронили, - привел пример жестокого геноцида владыка Кирилл. - И теперь казачье кладбище в Беслане — рядом с другим, более новым, где покоятся жертвы теракта в школе».

Свои доклады представили д.и.н. Наталья Суханова, к.и.н. Дмитрий Рублев, д.и.н. Виктор Кондрашин, к.и.н. Владимир Громов, д.и.н. Лев Протасов и другие отечественные историки. С сообщением «О богоборческой основе социально-политических репрессий по отношению к казачеству» выступил войсковой священник Кубанского войскового казачьего общества протоиерей Сергий Овчинников.

После научной сессии в фойе на первом этаже здания архива открылась историко-документальная выставка, посвященная 95-летию начала расказачивания. В экспозиции представлены уникальные документы из фондов Российского Государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП(б), личных фондов Ленина, Сталина, рассказывающие о становлении и реализации политики Советского государства по отношению к казачеству, «красном терроре» против казаков и сопротивлении ему, участии казачества в гражданской войне по обе стороны баррикад. Большинство экспонатов впервые демонстрируется публично. Доступ к экспозиции в течение ближайшего месяца свободный, с 11.00 до 18.00 в рабочие дни. А потом организаторы планируют показать ее в епархиях некоторых «казачьих» регионов.

Адрес Российского Государственного архива социально-политической истории: Москва, ул. Большая Дмитровка, 15.

28 марта 2014 г. 17:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00