iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
Конференция собрала лучших российских историков, изучающих феномен расказачивания
28 марта 2014 г. 17:59
версия для печати версия для печати

Трагедию расказачивания обсудили ученые в Российском государственном архиве социально-политической истории

Приуроченная к 95-летию массовой кампании по расказачиванию научная конференция состоялась под эгидой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ее работу возглавили председатель комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил.

Накануне конференции, 25 марта, в московском Донском ставропигиальном мужском монастыре прошла поминальная служба по жертвам расказачивания. Научную же сессию конференции предварило архипастырское обращение Высокопресвященнейшего Кирилла. Как напомнил владыка, старт массовой государственной кампании по репрессиям в отношении казаков был дан 24 января 1919 года с выходом циркуляра Оргбюро ЦК ВКП(б). Этот документ прямой целью партии и большевистского правительства провозгласил массовый террор по отношению ко всем богатым казакам и казакам, так или иначе боровшимся с советской властью. Сколько жертв принесло расказачивание, до сих пор не подсчитано. Как указывает академик Игорь Шафаревич, только на Дону в результате масштабного его осуществления казаков стало меньше на полтора миллиона.

«Уничтожали казаков с максимальной жестокостью. Собрав из станиц терских казаков, красноармейцы погнали их к станции Беслан с целью депортации. По дороге охранники никак не препятствовали окрестным горцам в прямом смысле вырезать безоружных казаков. По прибытии же оказалось: места в вагонах на всех не хватает. Тогда половину арестантов расстреляли из пулемета и здесь же похоронили, - привел пример жестокого геноцида владыка Кирилл. - И теперь казачье кладбище в Беслане — рядом с другим, более новым, где покоятся жертвы теракта в школе».

Свои доклады представили д.и.н. Наталья Суханова, к.и.н. Дмитрий Рублев, д.и.н. Виктор Кондрашин, к.и.н. Владимир Громов, д.и.н. Лев Протасов и другие отечественные историки. С сообщением «О богоборческой основе социально-политических репрессий по отношению к казачеству» выступил войсковой священник Кубанского войскового казачьего общества протоиерей Сергий Овчинников.

После научной сессии в фойе на первом этаже здания архива открылась историко-документальная выставка, посвященная 95-летию начала расказачивания. В экспозиции представлены уникальные документы из фондов Российского Государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП(б), личных фондов Ленина, Сталина, рассказывающие о становлении и реализации политики Советского государства по отношению к казачеству, «красном терроре» против казаков и сопротивлении ему, участии казачества в гражданской войне по обе стороны баррикад. Большинство экспонатов впервые демонстрируется публично. Доступ к экспозиции в течение ближайшего месяца свободный, с 11.00 до 18.00 в рабочие дни. А потом организаторы планируют показать ее в епархиях некоторых «казачьих» регионов.

Адрес Российского Государственного архива социально-политической истории: Москва, ул. Большая Дмитровка, 15.

28 марта 2014 г. 17:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00