выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Новости
Фото snhram.ru
26 октября 2016 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве

В Доме Русского зарубежья им.Александра Солженицына состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова современности. Участники - духовенство, философы и искусствоведы, говорили о богословском творчестве старца, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.

Слова приветствия в адрес участников конференции направил митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он сообщил, какое впечатление произвела на него первый раз встреча с архимандритом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом, – отмечалось в приветствии. - В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением». Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом». После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. «Он всегда с большой теплотой вспоминал преп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам преп.Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины». Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием своей страны. Татьяна познакомилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности, – вспоминает она. - Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом. При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью!».
Вторую часть мероприятия составили доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония (Сахарова). Так, преподаватель ПСТГУ, к.ф.н. диакон Павел Сержантов сделал доклад на тему «Ступени  лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония». В духовном возрастании человек переживает сначала первоначальное благодатное общение с Богом, затем опыт богооставленности, во время которого бывает посещение человека благодатью и наконец возвращение благодати и непрестанное общение с Богом.
«Первое соединение с Богом возможно как дар в тот момент, когда человек воспримет посещения Бога с любовью,- отметил отец Павел. - Это еще не завершение обожения человека. Этот дар составляет «неправедное богатство», т.е. благодать Божия еще не соединилась с человеком навсегда».
На втором этапе человек переживает богооставленность различной силы, по временам ― сравнительно кратковременное приближение благодатного присутствия Бога. Богооставленность в своих крайних степенях - это страшно, потому что душа испытывает как бы «выпад из света», выпад из просвещенного состояния богообщения, похожее на духовную смерть, утверждается в докладе. А третий этап старец  Софроний связывает с опытом христианского совершенства и говорит о том, что в идеале это опыт обожения, который не может длиться долго, потому что земное тело не выдерживает обожения и человек «переходит из смерти в жизнь». «То есть от смертной жизни, которой мы живем, к бессмертной жизни, к самому Богу,- пояснил отец Павел. - Однако если Господь дает пережить человеку прикосновение к этому  высочайшему опыту и не забирает его от земли, как это было с преп. Серафимом Саровским, то Господь может  удерживать его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действовать и передавать этот духовный опыт своим ученикам».  
Выступление английского богослова, иеромонаха Серафима (Альди), (Оксфорд, Лондон) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют- благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. И богословие Софрония Сахарова автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов. Отец Софроний жил ХХ веке и учился у отца Сергия Булгакова, в богословии которого присутствует идея человечества. Поэтому, рассуждая о человеке, старец Софроний всегда рассуждает и о человечестве в целом, а говоря о Христе, обращается не столько к одному человеку, сколько ко всему человечеству.
Основной тезис доклада иеромонаха Серафима заключался в том, что отношения внутри Божественной Троицы организованы таким образом, что три отдельные ипостаси, которые не сливаются друг с другом и имеют при этом единую природу. Точно такое же устройство имеет и человечество. У нас единая природа, но если в Троице всего три ипостаси, то в человечестве их бесконечное множество. И таким образом, по мнению  иеромонаха Серафима, человечество подобно Богу. То есть не просто отдельный человек является образом Божьим (он является образом Божьим скорее во Христе), а весь человеческий род (включая тех, кто умер и кто еще родится) будет подобен Святой Троице. 
Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого с богословием старца Софрония был посвящен доклад священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких): «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся».    
Один из организаторов конференции, художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония ― его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата старца из книги «Письма в Россию»). 
«Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между «двумя формами жизни», - отметила Анна Кузнецова. - Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта,  основанного на отсечении своего «я», на добровольном отказе от всякой «самости» в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд - «Старец Силуан», архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы - современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев, представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы - автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.
Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко , который выступил с сообщением «Творчество и вдохновение как дар свыше: о. Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.

Руководитель сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного о. Софронию и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).

В завершение конференции состоялась презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь о. Софрония Сахарова».
На конференции с докладами также выступили преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов: «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва): «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архим. Софрония (Сахарова)», художник Ирина Старженецкая (действительный член Российской академии художеств): «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др. 

 

26 октября 2016 г. 14:35
Ключевые слова: богословие, старчество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи