iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
На Рождественских чтениях обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях
Сегодня, 26 января, в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания уже прославленных в лике новомучеников и исповедников угодников Божиих. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) – о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; + 1917); член Союза писателей России Артем Маркелов – о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+ 1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской и Крымской епархии протодиакон Василий Марущак – о святителе Антонии Абашидзе (+ 1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) – о верных слугах августейшего семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918).
26 января 2017 г. 19:45
Новости
Фото snhram.ru
26 октября 2016 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве

В Доме Русского зарубежья им.Александра Солженицына состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова современности. Участники - духовенство, философы и искусствоведы, говорили о богословском творчестве старца, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.

Слова приветствия в адрес участников конференции направил митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он сообщил, какое впечатление произвела на него первый раз встреча с архимандритом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом, – отмечалось в приветствии. - В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением». Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом». После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. «Он всегда с большой теплотой вспоминал преп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам преп.Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины». Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием своей страны. Татьяна познакомилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности, – вспоминает она. - Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом. При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью!».
Вторую часть мероприятия составили доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония (Сахарова). Так, преподаватель ПСТГУ, к.ф.н. диакон Павел Сержантов сделал доклад на тему «Ступени  лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония». В духовном возрастании человек переживает сначала первоначальное благодатное общение с Богом, затем опыт богооставленности, во время которого бывает посещение человека благодатью и наконец возвращение благодати и непрестанное общение с Богом.
«Первое соединение с Богом возможно как дар в тот момент, когда человек воспримет посещения Бога с любовью,- отметил отец Павел. - Это еще не завершение обожения человека. Этот дар составляет «неправедное богатство», т.е. благодать Божия еще не соединилась с человеком навсегда».
На втором этапе человек переживает богооставленность различной силы, по временам ― сравнительно кратковременное приближение благодатного присутствия Бога. Богооставленность в своих крайних степенях - это страшно, потому что душа испытывает как бы «выпад из света», выпад из просвещенного состояния богообщения, похожее на духовную смерть, утверждается в докладе. А третий этап старец  Софроний связывает с опытом христианского совершенства и говорит о том, что в идеале это опыт обожения, который не может длиться долго, потому что земное тело не выдерживает обожения и человек «переходит из смерти в жизнь». «То есть от смертной жизни, которой мы живем, к бессмертной жизни, к самому Богу,- пояснил отец Павел. - Однако если Господь дает пережить человеку прикосновение к этому  высочайшему опыту и не забирает его от земли, как это было с преп. Серафимом Саровским, то Господь может  удерживать его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действовать и передавать этот духовный опыт своим ученикам».  
Выступление английского богослова, иеромонаха Серафима (Альди), (Оксфорд, Лондон) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют- благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. И богословие Софрония Сахарова автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов. Отец Софроний жил ХХ веке и учился у отца Сергия Булгакова, в богословии которого присутствует идея человечества. Поэтому, рассуждая о человеке, старец Софроний всегда рассуждает и о человечестве в целом, а говоря о Христе, обращается не столько к одному человеку, сколько ко всему человечеству.
Основной тезис доклада иеромонаха Серафима заключался в том, что отношения внутри Божественной Троицы организованы таким образом, что три отдельные ипостаси, которые не сливаются друг с другом и имеют при этом единую природу. Точно такое же устройство имеет и человечество. У нас единая природа, но если в Троице всего три ипостаси, то в человечестве их бесконечное множество. И таким образом, по мнению  иеромонаха Серафима, человечество подобно Богу. То есть не просто отдельный человек является образом Божьим (он является образом Божьим скорее во Христе), а весь человеческий род (включая тех, кто умер и кто еще родится) будет подобен Святой Троице. 
Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого с богословием старца Софрония был посвящен доклад священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких): «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся».    
Один из организаторов конференции, художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония ― его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата старца из книги «Письма в Россию»). 
«Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между «двумя формами жизни», - отметила Анна Кузнецова. - Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта,  основанного на отсечении своего «я», на добровольном отказе от всякой «самости» в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд - «Старец Силуан», архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы - современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев, представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы - автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.
Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко , который выступил с сообщением «Творчество и вдохновение как дар свыше: о. Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.

Руководитель сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного о. Софронию и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).

В завершение конференции состоялась презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь о. Софрония Сахарова».
На конференции с докладами также выступили преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов: «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва): «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архим. Софрония (Сахарова)», художник Ирина Старженецкая (действительный член Российской академии художеств): «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др. 

 

26 октября 2016 г. 14:35
Ключевые слова: богословие, старчество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00