выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
Фото Алексея Реутского
9 ноября 2015 г. 19:35
версия для печати версия для печати

Открылся конкурс проектов православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом

В Союзе архитекторов России состоялась пресс-конференция, посвященная старту открытого архитектурного конкурса «Проект Православного Храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом». Ее участники размышляли о целях конкурса, каким должен быть современный храмовый комплекс в жестких по площади условиях застройки, как стимулировать интерес архитекторов к храмостроительству, о значении архитектора в снижении остроты конфликтов, возникающих между жителями в местах застройки.

По словам главного архитектора Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Юревича, в настоящее время существуют объективные условия, ставящие архитекторов и заказчиков в непростую ситуацию: «Выделяемые под застройку участки в Москве всегда очень тесные, имеют сложную конфигурацию, примыкают к скверам или природным комплексам, в которые нельзя вторгаться. И у нас очень мало проектов храмов, которые бы учитывали эти условия». Поэтому сегодня на первый план выходит проблема типологии храма. Речь идет об интегрированных комплексах, включающих в себя как собственно храм, так и всевозможные вспомогательные помещения - и все это в одном здании в несколько этажей, т.к. возможности «простираться вширь» нет. «Заказ Церкви – создание именно приходского комплекса. Типичным примером может служить храм св.Иоанна Кронштадтского в Петербурге»,- подчеркнул отец Андрей.  

Еще одна задача данного конкурса – вернуть храм на подобающее ему место как ведущего творческого элемента и в городском ландшафте, и в сознании архитекторов, убежден председатель совета по архитектуре Союза архитекторов России Владилен Красильников. «Этот конкурс позволит нам сделать очень важный шаг на пути к тому, чтобы храмостроение стало в нашем архитектурном сообществе по настоящему значимым и архитекторы создавали достойные образцы современной церковной архитектуры»,- отметил он. 

При этом необходимо учитывать ошибки прошлых лет, когда все новые храмы, по мнению священника Константина Камышанова, делались почти под копирку- с Успенского собора Московского Кремля и Покровского собора на Красной площади. Вместе с тем, храм должен напоминать об истории нашей страны- «усиливать глубину исторического восприятия» элементами своей архитектуры и рассказывать о личностях, которым он посвящен, т.е. содержать идеологическую составляющую. 

«Например, храм в честь Дмитрия Солунского, отдавшему свою жизнь за Христа, будет напоминать людям, что вера требует исповедания»,- говорит отец Константин. Он также уверен, что именно архитектор может понизить накал социального конфликта возникающий в противостоянии между сторонниками и противниками строительства храма, например, в парках. «Вам нужно гулять - получите прекрасную прогулочную зону вокруг храма, нужно отдыхать - вот обустроенная территория отдыха, а на территории храма есть детская площадка для игр детей. Разве вам хочется гулять по буеракам, где валяются шприцы, распиваются спиртные напитки, бегают бездомные собаки? Давайте изменим эту среду,- поясняет отец Константин. – И это может предложить архитектор, проектирующий храм и территорию вокруг него».

Кроме того, очень мало проектов, сделанных, что называется, "под ключ", по которым сразу можно было бы начать строительство, отметил председатель комиссии СА Россиии по культовым сооружениям Михаил Кеслер: "Например в прошлом году не один представленых  на конкурс проект из-за разных недоработок для этого не годился. Между тем ФХУ проси, чтобы сделанные проекты были готовы к применению. А по факту получается, чтобы довести их до ума нужно еще полтора -два года. Ни один спонсор столько ждать не будет".  

По мнению председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, строящего уже второй храм в Москве по «Программе 200», этот конкурс позволит создать «фабрику идей» в храмостроительстве, а также выявить заинтересованных в этом как отдельных архитекторов, так и целые коллективы, интересно мыслящие и готовые послужить своим талантом Русской Православной Церкви. «Задача архитектора сегодня найти грань или баланс между привлекательной архитектурой (в смысле привлечения людей в храм) тем, что вызывает у нас желание в нем молиться. У меня почему-то не возникает потребности молиться в хрустальном храме, хотя выглядит он очень оригинально», - говорит Андрей Анисимов..

Конкурс проводят Финансово-хозяйственное Управление (ФХУ) Московского Патриархата, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей.
Он продлится с 26 октября по 18 января 2016 года.

Цель конкурса: поиск и создание художественного образа православного храма с церковно-приходским комплексом. Конкурс призван выявить интересные проектные решения, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы ФХУ к строительству во всех епархиях Русской Православной Церкви.

 Общие сведения о конкурсе

9 ноября 2015 г. 19:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00