iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Новости
Фото Алексея Реутского
9 ноября 2015 г. 19:35
версия для печати версия для печати

Открылся конкурс проектов православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом

В Союзе архитекторов России состоялась пресс-конференция, посвященная старту открытого архитектурного конкурса «Проект Православного Храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом». Ее участники размышляли о целях конкурса, каким должен быть современный храмовый комплекс в жестких по площади условиях застройки, как стимулировать интерес архитекторов к храмостроительству, о значении архитектора в снижении остроты конфликтов, возникающих между жителями в местах застройки.

По словам главного архитектора Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Юревича, в настоящее время существуют объективные условия, ставящие архитекторов и заказчиков в непростую ситуацию: «Выделяемые под застройку участки в Москве всегда очень тесные, имеют сложную конфигурацию, примыкают к скверам или природным комплексам, в которые нельзя вторгаться. И у нас очень мало проектов храмов, которые бы учитывали эти условия». Поэтому сегодня на первый план выходит проблема типологии храма. Речь идет об интегрированных комплексах, включающих в себя как собственно храм, так и всевозможные вспомогательные помещения - и все это в одном здании в несколько этажей, т.к. возможности «простираться вширь» нет. «Заказ Церкви – создание именно приходского комплекса. Типичным примером может служить храм св.Иоанна Кронштадтского в Петербурге»,- подчеркнул отец Андрей.  

Еще одна задача данного конкурса – вернуть храм на подобающее ему место как ведущего творческого элемента и в городском ландшафте, и в сознании архитекторов, убежден председатель совета по архитектуре Союза архитекторов России Владилен Красильников. «Этот конкурс позволит нам сделать очень важный шаг на пути к тому, чтобы храмостроение стало в нашем архитектурном сообществе по настоящему значимым и архитекторы создавали достойные образцы современной церковной архитектуры»,- отметил он. 

При этом необходимо учитывать ошибки прошлых лет, когда все новые храмы, по мнению священника Константина Камышанова, делались почти под копирку- с Успенского собора Московского Кремля и Покровского собора на Красной площади. Вместе с тем, храм должен напоминать об истории нашей страны- «усиливать глубину исторического восприятия» элементами своей архитектуры и рассказывать о личностях, которым он посвящен, т.е. содержать идеологическую составляющую. 

«Например, храм в честь Дмитрия Солунского, отдавшему свою жизнь за Христа, будет напоминать людям, что вера требует исповедания»,- говорит отец Константин. Он также уверен, что именно архитектор может понизить накал социального конфликта возникающий в противостоянии между сторонниками и противниками строительства храма, например, в парках. «Вам нужно гулять - получите прекрасную прогулочную зону вокруг храма, нужно отдыхать - вот обустроенная территория отдыха, а на территории храма есть детская площадка для игр детей. Разве вам хочется гулять по буеракам, где валяются шприцы, распиваются спиртные напитки, бегают бездомные собаки? Давайте изменим эту среду,- поясняет отец Константин. – И это может предложить архитектор, проектирующий храм и территорию вокруг него».

Кроме того, очень мало проектов, сделанных, что называется, "под ключ", по которым сразу можно было бы начать строительство, отметил председатель комиссии СА Россиии по культовым сооружениям Михаил Кеслер: "Например в прошлом году не один представленых  на конкурс проект из-за разных недоработок для этого не годился. Между тем ФХУ проси, чтобы сделанные проекты были готовы к применению. А по факту получается, чтобы довести их до ума нужно еще полтора -два года. Ни один спонсор столько ждать не будет".  

По мнению председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, строящего уже второй храм в Москве по «Программе 200», этот конкурс позволит создать «фабрику идей» в храмостроительстве, а также выявить заинтересованных в этом как отдельных архитекторов, так и целые коллективы, интересно мыслящие и готовые послужить своим талантом Русской Православной Церкви. «Задача архитектора сегодня найти грань или баланс между привлекательной архитектурой (в смысле привлечения людей в храм) тем, что вызывает у нас желание в нем молиться. У меня почему-то не возникает потребности молиться в хрустальном храме, хотя выглядит он очень оригинально», - говорит Андрей Анисимов..

Конкурс проводят Финансово-хозяйственное Управление (ФХУ) Московского Патриархата, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей.
Он продлится с 26 октября по 18 января 2016 года.

Цель конкурса: поиск и создание художественного образа православного храма с церковно-приходским комплексом. Конкурс призван выявить интересные проектные решения, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы ФХУ к строительству во всех епархиях Русской Православной Церкви.

 Общие сведения о конкурсе

9 ноября 2015 г. 19:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00