iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Фото Алексея Реутского
9 ноября 2015 г. 19:35
версия для печати версия для печати

Открылся конкурс проектов православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом

В Союзе архитекторов России состоялась пресс-конференция, посвященная старту открытого архитектурного конкурса «Проект Православного Храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом». Ее участники размышляли о целях конкурса, каким должен быть современный храмовый комплекс в жестких по площади условиях застройки, как стимулировать интерес архитекторов к храмостроительству, о значении архитектора в снижении остроты конфликтов, возникающих между жителями в местах застройки.

По словам главного архитектора Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Юревича, в настоящее время существуют объективные условия, ставящие архитекторов и заказчиков в непростую ситуацию: «Выделяемые под застройку участки в Москве всегда очень тесные, имеют сложную конфигурацию, примыкают к скверам или природным комплексам, в которые нельзя вторгаться. И у нас очень мало проектов храмов, которые бы учитывали эти условия». Поэтому сегодня на первый план выходит проблема типологии храма. Речь идет об интегрированных комплексах, включающих в себя как собственно храм, так и всевозможные вспомогательные помещения - и все это в одном здании в несколько этажей, т.к. возможности «простираться вширь» нет. «Заказ Церкви – создание именно приходского комплекса. Типичным примером может служить храм св.Иоанна Кронштадтского в Петербурге»,- подчеркнул отец Андрей.  

Еще одна задача данного конкурса – вернуть храм на подобающее ему место как ведущего творческого элемента и в городском ландшафте, и в сознании архитекторов, убежден председатель совета по архитектуре Союза архитекторов России Владилен Красильников. «Этот конкурс позволит нам сделать очень важный шаг на пути к тому, чтобы храмостроение стало в нашем архитектурном сообществе по настоящему значимым и архитекторы создавали достойные образцы современной церковной архитектуры»,- отметил он. 

При этом необходимо учитывать ошибки прошлых лет, когда все новые храмы, по мнению священника Константина Камышанова, делались почти под копирку- с Успенского собора Московского Кремля и Покровского собора на Красной площади. Вместе с тем, храм должен напоминать об истории нашей страны- «усиливать глубину исторического восприятия» элементами своей архитектуры и рассказывать о личностях, которым он посвящен, т.е. содержать идеологическую составляющую. 

«Например, храм в честь Дмитрия Солунского, отдавшему свою жизнь за Христа, будет напоминать людям, что вера требует исповедания»,- говорит отец Константин. Он также уверен, что именно архитектор может понизить накал социального конфликта возникающий в противостоянии между сторонниками и противниками строительства храма, например, в парках. «Вам нужно гулять - получите прекрасную прогулочную зону вокруг храма, нужно отдыхать - вот обустроенная территория отдыха, а на территории храма есть детская площадка для игр детей. Разве вам хочется гулять по буеракам, где валяются шприцы, распиваются спиртные напитки, бегают бездомные собаки? Давайте изменим эту среду,- поясняет отец Константин. – И это может предложить архитектор, проектирующий храм и территорию вокруг него».

Кроме того, очень мало проектов, сделанных, что называется, "под ключ", по которым сразу можно было бы начать строительство, отметил председатель комиссии СА Россиии по культовым сооружениям Михаил Кеслер: "Например в прошлом году не один представленых  на конкурс проект из-за разных недоработок для этого не годился. Между тем ФХУ проси, чтобы сделанные проекты были готовы к применению. А по факту получается, чтобы довести их до ума нужно еще полтора -два года. Ни один спонсор столько ждать не будет".  

По мнению председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, строящего уже второй храм в Москве по «Программе 200», этот конкурс позволит создать «фабрику идей» в храмостроительстве, а также выявить заинтересованных в этом как отдельных архитекторов, так и целые коллективы, интересно мыслящие и готовые послужить своим талантом Русской Православной Церкви. «Задача архитектора сегодня найти грань или баланс между привлекательной архитектурой (в смысле привлечения людей в храм) тем, что вызывает у нас желание в нем молиться. У меня почему-то не возникает потребности молиться в хрустальном храме, хотя выглядит он очень оригинально», - говорит Андрей Анисимов..

Конкурс проводят Финансово-хозяйственное Управление (ФХУ) Московского Патриархата, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей.
Он продлится с 26 октября по 18 января 2016 года.

Цель конкурса: поиск и создание художественного образа православного храма с церковно-приходским комплексом. Конкурс призван выявить интересные проектные решения, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы ФХУ к строительству во всех епархиях Русской Православной Церкви.

 Общие сведения о конкурсе

9 ноября 2015 г. 19:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00