iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
Участники курсов для епархиальных фотографов
19 мая 2015 г. 11:34
версия для печати версия для печати

Курсы для епархиальных фотографов завершились круглым столом «Фотография как миссия»

В Москве в Галерее классической фотографии в рамках завершающего мероприятия курсов повышения квалификации для епархиальных фотокорреспондентов состоялся круглый стол на тему «Идите проповедуйте всем народам»-фотография как миссия», на котором организаторы и участники занятий, а также известные фотографы — Георгий Колосов, Алексей Мякишев и др. подводили итоги семидневной учебы и размышляли о задачах современной фотографии в Церкви.  

Каждый, кто берет в руки фотокамеру с целью показать красоту богослужения, рассказать о каких-то церковных событиях: о крестном ходе или о приходском празднике, сам того не осознавая становится миссионером. И качество этой миссии, ее результат зависит не только от профессиональных навыков фотографа, но и от того, какую идею он вкладывает в свою работу, в свое служение, насколько он внутренне свободен. По мнению директора Департамента работы с коллекциями Галереи классической фотографии Константина Бенедиктова,  миссия для православного фотографа - это прежде всего преданность своему призванию. «Для каждого из нас важно находиться внутри творческого процесса, который не только поддерживает и развивает, но и помогает глубже проникать в суть вещей, лучше видеть и понимать людей, - отметил он. - И нужно определённое мужество, чтобы оставаться в этой профессии, на доходы от которой не прожить, но в этом тоже часть миссии».

Известный фотограф Георгий Колосов видит миссию как встречу одного человека с другим, способного средствами фотоискусства рассказать о своей вере. В способности с помощью фотографии «перекинуть мост» от своей души к душе другого и поделиться открывшейся ему радостью познания Бога. Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин уверен, что одной из ключевых составляющих миссии в фотографии — умение выразить свою благодарность Богу, т. к. это одна из основ свидетельства о Христе: «Если мы не будем говорить визуальными  средствами о благодарности, мы не сможем что-то существенное сказать о нашей вере». По словам фотографа Алексея Мякишева каждому автору важно определить, что для него есть миссия и суметь совместить это со своим творчеством. Но для слушателя курсов Елены Чистовой (Тверская епархия) сделать это не сложно, если творчество фотографа христоцентрично, если Христос - главный ориентир и вектор его жизни.
 
В этом контексте церковные фотографы должны быть еще и богословами, убежден Сергей Чапнин, потому что они работают над созданием образа. «Последний раз мнение Церкви о богословии образа было высказано на VII вселенском соборе, когда речь шла о иконопочитании, - сказал он. -  Потом на тысячу лет Церковь отложила эту тему. И с той поры самые яркие и убедительные образы создавались в Церкви. Но сейчас мы подошли к моменту, когда массовые образы, в том числе и анимационные, создаются уже вне Церкви. Она в этом процессе отстаёт». Поэтому в сфере визуальных искусств православные фотографы, архитекторы, иконописцы чувствуют себя достаточно одиноко. И у творческих людей, живущих в Церкви назрела ощутимая потребность объединиться, быть вместе, чтобы открыто и профессионально обсуждать свой проблемы, задачи и делиться опытом. «И мне кажется, эти курсы не случайны, а часть большого общего процесса, когда Церковь начинает с практической стороны выстраивать свою культурную политику и осмысливать свое современное искусство»,- отметил он.

Однако, как научиться творить, открывая новые горизонты в православной фотографии, если жизнь епархиальных фотографов насыщена однообразной рутиной (протокольной) съемкой, хотя ее значение никто и не отменял.

По мнению протоиерея Владислав Авдеева (епархиального фотографа Салаватской епархии) в поиске своей индивидуальности могут помочь технические возможности фотообъективов, поиск новых углов зрения и точек съемки. Эту мысль не разделяет фотограф Вячеслав Лагуткин, который согласен, что техника хотя и повышает качество фотографии, но не прибавляет духовного осмысления сюжета, которое должно исходить от сердца: «Язык фотографии- это свет. И свет не менее обоюдоострый чем, слово. И вполне способен ранить  сердце той болью, которая является спасающей».

Вместе с тем, то, что делает художник, в первую очередь питает его самого, наполняет жизнь смыслами. Это происходит через творческое всматривание в пространство Церкви, убежден Константин Бенедиктов. «Но мы живем внутри Церкви и боимся культуры, не доверяем ей. Избегаем внутреннего творческого труда осмысления культуры.  Пользуемся проверенными формами: например, если народное творчество, то пусть это будут казачьи песни - традиционные православные, если живопись - «Три богатыря», точно подойдут. Но существование в привычных рамках, без ответственного осмысления художественных языков, в итоге делает неубедительной и нашу миссию». Между тем богословие - это тоже часть культуры, тоже источник творческого вдохновения и если не питаться от поэзии богословия, то что другое может утолить эту жажду?

Большинство участников дискуссии согласилось, что задача каждого фотографа найти свой язык высказывания, который позволяя ему оставаться внутреннее свободным, раскрывал бы его самобытность, его талант и в тоже время решал задачу миссии. Наглядным примером здесь может служить творчество Георгия Колосова, который накануне также провел с участниками курсов творческую встречу, поделившись своим видением фотографии. В частности, по его мнению: «ни одно из современных искусств не празднословит так много,  как фотография, и поэтому церковный фотограф, приступая к своей работе, должен понимать всю меру своей ответственности».   

Организаторы курсов неоднократно подчеркивали, что ставилась задача не столько научить фотографии (да и можно ли это сделать за одну неделю?), сколько  заинтересовать, заразить  фотографов желанием творчества, показать, что есть высокая фотографическая поэзия, познакомить с нею. А в решении конкретных задач помогут профессиональное общение, практика и опыт.

Перед епархиальными фотографами сегодня стоит задача создать визуально новый образ Церкви. Но это нельзя сделать не обретя свой почерк, свой язык. И в этом как раз и может помочь та живая, творческая, культурная среда, которая начала формироваться на этих курсах, с последующим созданием группы в Фейсбуке (с возможными ежегодными  встречами в дальнейшем). Она «провоцирует» постоянный творческий поиск, позволяет сделать  фотохронику фотолетописью, в которой во всей полноте могла бы проявиться самобытная индивидуальность каждого автора. Круглый стол стал завершающей частью курсов, но организаторы, преподаватели и слушатели договорились, что  останутся в тесном общении и будут поддерживать друг друга в профессиональной и творческой жизни в других формах и формате.

Организаторами курсов стали Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Курсы состоялись при поддержке Синодального информационного отдела и Галереи классической фотографии. В них приняло участие более 30 человек из 20 епархий России.

19 мая 2015 г. 11:34
Ключевые слова: круглый стол, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи