выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Новости
Автор монографии Михаил Денисов
8 февраля 2020 г. 12:35
версия для печати версия для печати

Вышла в свет первая монография о церковной истории Миусского кладбища

Вчера, 7 февраля, в российской столице представлена монография москвоведа, директора Научно-исследовательского центра «Приходская инициатива» Михаила Денисова «Церковный некрополь Миусского кладбища г. Москвы в XVIII – XXI вв.» Это первое научно-справочное издание обо всех известных нам людях, погребенных на одном из «чумных» кладбищ первой российской столицы (которому в будущем году, кстати, исполнится ровно 250 лет) и об истории бытования их захоронений.

Издание состоит из трех больших частей. Первая содержит историографию самого кладбища. Вторая описывает историю кладбищенской церкви свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии начиная с деревянной, 1773 года освящения (под руководством Василия Баженова целиком перенесенной из Новинского либо из Новоспасского – по разным сведениям – монастыря) и каменного храма, воздвигнутого семейством московского купца Ивана Кожевникова в 1821г. Третья содержит собственно некрополь – краткие биографические сведения, портреты захоронных лиц и фотоснимки могил. В электронной версии издания содержится также указатель упоминаемых в монографии церквей Московской епархии.

«Мне удалось собрать сведения о 205 захороненных начиная с 1771 года и вплоть до инициатора сооружения храма во имя прп. Андрея Рублева в городке художников на Верхней Масловке Андрея Горского (+ 2015), - рассказал «Церковному Вестнику» автор монографии. – Это клирики кладбищенского храма и члены их семей, церковнослужители, жена и дочь священномученика Василия Смирнова, сам ктитор купец Иван Кожевников, храмоздатели, а также монахи и монахини, скончавшиеся во время пребывания в так называемом «приюте для иногородних» (где останавливались командированные для сбора податей насельники). Похоронены здесь, кроме того, церковные архитекторы Васильев и Веригин, профессора Московской духовной академии братья Алексей и Дмитрий Введенский, художник и иконописец Семен Никифоров, два чиновника Московской духовной консистории, несколько преподавателей и студентов располагавшейся поблизости Московской семинарии и достаточно много рабочих Московской синодальной типографии на Никольской улице, компактно селившихся в Бутырской слободе. Насчитывало кладбище и несколько семейных некрополей – к примеру, Кастальских-Грузовых (в роду которых были известные московские священнослужители), Соловьевых, Апостольских».

До наших дней дошло всего 35 надгробий, принадлежность которых уверенно атрибутируется. Причем старинные могилы уничтожались вплоть до самых последних лет. Так, автор книги рассказывает, что еще в прошлом десятилетии кладбищенской администрации удалось фактически снести захоронение регента Чудовского монастыря Петра Сахарова: «Несмотря на то, что местный священник нашел жертвователей, готовых за 300 тысяч рублей сохранить надгробие с памятником, инициаторы переноса, видимо, нашли более щедрых «спонсоров». Сведения по 170 захоронениям – результат кропотливых архивных изысканий, в том числе исследований дореволюционных метрических книг пяти располагавшихся по соседству церквей: Пимена Великого в Новых Воротниках, Казанской и Тихвинской в Сущеве, Рождества Богородицы в Бутырской слободе и Никольской в Новой слободе».

Справка. Миусское – одно из старейших и самых маленьких (общая площадь 5 га) московских кладбищ. Располагается на Сущевском валу. Основано 9 апреля 1771г., в 1800г. временно закрыто, с 1821 по 1934гг. вновь было открыто для захоронений. До середины XIXв. Называлось Дмитровским. В новейшей истории – два прискорбных факта массового вандализма: осенью 1994г. разграблено свыше сотни могил, в ночь с 13 на 14 сентября 2002г. повреждено свыше четырех сотен надгробий.

 

8 февраля 2020 г. 12:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00