iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Свято-Никольский собор в Ницце
19 мая 2011 г. 19:55
версия для печати версия для печати

Никита Кривошеин: Возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце как еще один шанс к примирению

Апелляционный суд города Экс-ан-Прованс подтвердил право собственности России на Свято-Никольский православный собор в Ницце и земельный участок на бульваре Царевича, на котором расположен собор. России также возвращаются все объекты, которые находятся на этом участке, в том числе иконостас собора. Таким образом, апелляционная инстанция отказала Православной ассоциации Ниццы в ее просьбе. Французская ассоциация отстаивала свое право на управление собором.

Свято-Никольский собор был построен императором Николаем II в 1912 году на месте виллы Бермон на главном курорте Лазурного берега, где в 1865 году умер его дядя - цесаревич Николай Александрович. Земля, на которой построен храм, была приобретена еще Александром II.

В 1920-е годы собором начала управлять Православная ассоциация Ниццы, и сейчас храмом управляет Русский экзархат Константинопольского Патриархата. Но срок договора на бесплатную аренду истек 31 декабря 2007 года, и Россия решила через суд вернуть свою собственность. Иск был подан в 2006 году.

Суд большой инстанции Ниццы 20 января прошлого года подтвердил аргументы России, оспаривавшей собственность Свято-Никольского собора у Православной ассоциации Ниццы. Ассоциация тогда не смирилась с поражением и подала апелляцию.

Французы утверждали, что храм был возведен на личные деньги императора, а не на средства из российской казны. Однако, как отметил представляющий интересы российской стороны адвокат Ален Конфино, в акте о покупке участков земли под строительство храма в 1865 году значилось: «от имени императора всех россиян». «Таким образом, земля была приобретена от имени России, что вновь признала сегодня французская юстиция», - сказал Конфино.

Настоятель собора отец Иоанн Гейт со своей стороны сообщил, что Православная ассоциация Ниццы обратится в Кассационный суд. В случае если кассационная инстанция обнаружит ошибки в юридической процедуре, она может отменить предыдущее решение Апелляционного суда и потребовать провести новые слушания по этому вопросу.

Ежегодно Свято-Никольский православный собор в Ницце посещают не менее 100-150 тысяч человек. В храме находятся более 300 икон, право на их собственность также остается за Россией. По просьбе Журнала Московской Патриархии возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце комментирует Никита Кривошеин, член-основатель Ассоциации за Поместное Православие в Западной Европе (OLTR, Париж).

"ХОРОШО БЫ ПОДУМАТЬ О СОБСТВЕННЫХ ПРИХОЖАНАХ"

- Никита Игоревич, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в последние годы вокруг русского храма в Ницце, и решение Апелляционного суда?

- Ситуацию я оцениваю как драматическую и самоубийственную для Архиепископии русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). На протяжении шести последних лет определённая группа в Архиепископии, в том числе настоятель Свято-Никольского Собора в Ницце, отказывались от каких-либо переговоров и активно распространяли в СМИ лживые утверждения о намерениях Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

Могу вспомнить о том, что митрополит Евлогий, ныне покойный, еще в 1946-м году думал о воссоединении с Русской Церковью, которое тогда было невозможным. В последние годы жизни блаженной памяти архиепископа Сергия (Коновалова) предложения Русской Церкви о воссоединении при полном сохранении самостоятельности управления Архиепископии (так, как это случилось с РПЦЗ) были услышаны и их стали постепенно обсуждать в Париже. Но после внезапной кончины владыки Сергия его преемники радикально изменили курс, и до сих пор упорно отказываются признать очевидность перемен, произошедших в России и в Русской Православной Церкви за последние 20 лет.

Если Архиепископия и дальше будет держаться такого иррационального курса, это приведёт её к полной изоляции и нежизнеспособности, а презрение и недоброжелательность к современной России и Матери-Церкви лишат её всякого будущего.

Можно только надеяться, что решение Апелляционного суда вызовет у Архиепископии желание к налаживанию братского и сердечного диалога, а не к вечной брани и осуждению. Хорошо было бы подумать о собственных прихожанах и их душах.

- С чем было связано решение обратиться в суд?

- С  категорическим отказом культовой православной ассоциации Ниццы (ACOR; Association cultuelle orthodoxe russe) пойти на переговоры с представителями РФ. Они заранее уведомили ассоциацию и совет Архиепископии на ул. Дарю в Париже об окончании срока «эмфитеотического» арендного договора, который был заключён на срок в 99 лет и благодаря которому АСОР временно располагала приходом.

Вообще, если бы Архиепископия русских приходов в Западной Европе согласилась бы пойти на переговоры, которые ей предлагала Русская Православная Церковь еще в 2003 году, то всех этих драматических событий и судов можно было бы избежать.  

- Каковы были действия истца после решения суда первой инстанции? Все-таки решение о передаче Свято-Никольского собора России было принято судом еще в январе прошлого года, тем не менее, храм остался в юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского патриархата.

- Истец в лице РФ не обратился к французским приставам за помощью в реализации решения суда Ниццы первой инстанции и ограничился скромной просьбой переоформить страховые полисы Собора. Опять же, в надежде на дальнейшие согласованные подходы.

- На какое имущество, помимо храма, суд подтвердил право владения России?

- На здание самого Собора, всего, что в нём находится, на земельный участок с подсобными и жилыми помещениями, всего 2 950 кв.м. В соответствии с решением суда,  оспаривать перечень предметов, находящихся внутри Собора, будет возможно только после того как новый законный владелец займёт помещение.

19 мая 2011 г. 19:55
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00