выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Свято-Никольский собор в Ницце
19 мая 2011 г. 19:55
версия для печати версия для печати

Никита Кривошеин: Возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце как еще один шанс к примирению

Апелляционный суд города Экс-ан-Прованс подтвердил право собственности России на Свято-Никольский православный собор в Ницце и земельный участок на бульваре Царевича, на котором расположен собор. России также возвращаются все объекты, которые находятся на этом участке, в том числе иконостас собора. Таким образом, апелляционная инстанция отказала Православной ассоциации Ниццы в ее просьбе. Французская ассоциация отстаивала свое право на управление собором.

Свято-Никольский собор был построен императором Николаем II в 1912 году на месте виллы Бермон на главном курорте Лазурного берега, где в 1865 году умер его дядя - цесаревич Николай Александрович. Земля, на которой построен храм, была приобретена еще Александром II.

В 1920-е годы собором начала управлять Православная ассоциация Ниццы, и сейчас храмом управляет Русский экзархат Константинопольского Патриархата. Но срок договора на бесплатную аренду истек 31 декабря 2007 года, и Россия решила через суд вернуть свою собственность. Иск был подан в 2006 году.

Суд большой инстанции Ниццы 20 января прошлого года подтвердил аргументы России, оспаривавшей собственность Свято-Никольского собора у Православной ассоциации Ниццы. Ассоциация тогда не смирилась с поражением и подала апелляцию.

Французы утверждали, что храм был возведен на личные деньги императора, а не на средства из российской казны. Однако, как отметил представляющий интересы российской стороны адвокат Ален Конфино, в акте о покупке участков земли под строительство храма в 1865 году значилось: «от имени императора всех россиян». «Таким образом, земля была приобретена от имени России, что вновь признала сегодня французская юстиция», - сказал Конфино.

Настоятель собора отец Иоанн Гейт со своей стороны сообщил, что Православная ассоциация Ниццы обратится в Кассационный суд. В случае если кассационная инстанция обнаружит ошибки в юридической процедуре, она может отменить предыдущее решение Апелляционного суда и потребовать провести новые слушания по этому вопросу.

Ежегодно Свято-Никольский православный собор в Ницце посещают не менее 100-150 тысяч человек. В храме находятся более 300 икон, право на их собственность также остается за Россией. По просьбе Журнала Московской Патриархии возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце комментирует Никита Кривошеин, член-основатель Ассоциации за Поместное Православие в Западной Европе (OLTR, Париж).

"ХОРОШО БЫ ПОДУМАТЬ О СОБСТВЕННЫХ ПРИХОЖАНАХ"

- Никита Игоревич, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в последние годы вокруг русского храма в Ницце, и решение Апелляционного суда?

- Ситуацию я оцениваю как драматическую и самоубийственную для Архиепископии русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). На протяжении шести последних лет определённая группа в Архиепископии, в том числе настоятель Свято-Никольского Собора в Ницце, отказывались от каких-либо переговоров и активно распространяли в СМИ лживые утверждения о намерениях Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

Могу вспомнить о том, что митрополит Евлогий, ныне покойный, еще в 1946-м году думал о воссоединении с Русской Церковью, которое тогда было невозможным. В последние годы жизни блаженной памяти архиепископа Сергия (Коновалова) предложения Русской Церкви о воссоединении при полном сохранении самостоятельности управления Архиепископии (так, как это случилось с РПЦЗ) были услышаны и их стали постепенно обсуждать в Париже. Но после внезапной кончины владыки Сергия его преемники радикально изменили курс, и до сих пор упорно отказываются признать очевидность перемен, произошедших в России и в Русской Православной Церкви за последние 20 лет.

Если Архиепископия и дальше будет держаться такого иррационального курса, это приведёт её к полной изоляции и нежизнеспособности, а презрение и недоброжелательность к современной России и Матери-Церкви лишат её всякого будущего.

Можно только надеяться, что решение Апелляционного суда вызовет у Архиепископии желание к налаживанию братского и сердечного диалога, а не к вечной брани и осуждению. Хорошо было бы подумать о собственных прихожанах и их душах.

- С чем было связано решение обратиться в суд?

- С  категорическим отказом культовой православной ассоциации Ниццы (ACOR; Association cultuelle orthodoxe russe) пойти на переговоры с представителями РФ. Они заранее уведомили ассоциацию и совет Архиепископии на ул. Дарю в Париже об окончании срока «эмфитеотического» арендного договора, который был заключён на срок в 99 лет и благодаря которому АСОР временно располагала приходом.

Вообще, если бы Архиепископия русских приходов в Западной Европе согласилась бы пойти на переговоры, которые ей предлагала Русская Православная Церковь еще в 2003 году, то всех этих драматических событий и судов можно было бы избежать.  

- Каковы были действия истца после решения суда первой инстанции? Все-таки решение о передаче Свято-Никольского собора России было принято судом еще в январе прошлого года, тем не менее, храм остался в юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского патриархата.

- Истец в лице РФ не обратился к французским приставам за помощью в реализации решения суда Ниццы первой инстанции и ограничился скромной просьбой переоформить страховые полисы Собора. Опять же, в надежде на дальнейшие согласованные подходы.

- На какое имущество, помимо храма, суд подтвердил право владения России?

- На здание самого Собора, всего, что в нём находится, на земельный участок с подсобными и жилыми помещениями, всего 2 950 кв.м. В соответствии с решением суда,  оспаривать перечень предметов, находящихся внутри Собора, будет возможно только после того как новый законный владелец займёт помещение.

19 мая 2011 г. 19:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00