Кантата "Stabat mater" для хора и оркестра митрополита Волоколамского Илариона станет главной премьерой второго Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 6 по 22 января 2012 года. Как рассказал автор сочинения, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в преддверии фестиваля, произведение было написано в 2008 году на традиционный латинский текст Stabat mater. "Оно состоит из четырех частей, которые некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес. Одна из них получила название "Memento", это оркестровая фуга. Также в основе нового сочинения вошедшая в его четвертую часть пьеса "Perpeto mobile", - пояснил митрополит Иларион. Исполнят новое произведение хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.
По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучат византийские песнопения в аутентичном исполнении хора "Ergastiri Psaltikis" (Греция), которые слушатель сможет сопоставить с древнерусским одноголосием в исполнении старообрядческих хоров и всемирно известного ансамбля "Древнерусский распев".
Митрополит Волоколамский Иларион, который является одним из художественных руководителей фестиваля, пояснил: "Здесь прозвучит очень разная музыка. Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя, мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас 10 веков назад, когда Русь принимала христианство".
Митрополит Иларион отметил, что, как и в прошлом году, "мы не ограничиваем репертуар литургическими песнопениями". По его словам, на фестивале прозвучит и "духовная музыка в широком смысле этого слова".
Как заявил второй художественный руководитель форума, дирижер Владимир Спиваков, "идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам". "Поэтому здесь решено было собрать коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки разных национальных духовных традиций", - добавил он.
Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Москве во второй раз. "Наша инициатива в прошлом году нашла широкий отклик в сердцах слушателей, поэтому совместно с Владимиром Спиваковым мы приняли решение проводить такой фестиваль ежегодно", - подчеркивает митрополит Волоколамский Иларион.
В течение семи концертных вечеров прозвучат мало известные для столичного слушателя образцы духовной музыки: от григорианского хорала и знаменного распева до современных духовно-музыкальных сочинений разных национальных школ. Например, можно будет познакомиться с духовной музыкой Франции, которую представит литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес, он выступит в России впервые. Современную русскую духовную традицию на фестивале представят Московский Синодальный хор, хор Сретенского и хор Данилова монастырей. Необычный гость фестиваля – американский госпел-хор "Aeolians", в репертуаре которого есть самые разные произведения от барочной полифонии до американских композиций XXI века.