iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
пресс-конференция в предверии Второго Рождественского фестиваля духовной музыки в Московском Международном доме музыки
28 декабря 2011 г. 15:29
версия для печати версия для печати

На втором Рождественском фестивале впервые прозвучит новое сочинение митрополита Волоколамского Илариона

Кантата "Stabat mater" для хора и оркестра митрополита Волоколамского Илариона станет главной премьерой второго Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 6 по 22 января 2012 года. Как рассказал автор сочинения, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в преддверии фестиваля, произведение было написано в 2008 году на традиционный латинский текст Stabat mater. "Оно состоит из четырех частей, которые некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес. Одна из них получила название "Memento", это оркестровая фуга. Также в основе нового сочинения вошедшая в его четвертую часть пьеса "Perpeto mobile", - пояснил митрополит Иларион. Исполнят новое произведение хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.

По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучат византийские песнопения в аутентичном исполнении хора "Ergastiri Psaltikis" (Греция), которые слушатель сможет сопоставить с древнерусским одноголосием в исполнении старообрядческих хоров и всемирно известного ансамбля "Древнерусский распев".

Митрополит Волоколамский Иларион, который является одним из художественных руководителей фестиваля, пояснил: "Здесь прозвучит очень разная музыка. Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя, мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас 10 веков назад, когда Русь принимала христианство".

Митрополит Иларион отметил, что, как и в прошлом году, "мы не ограничиваем репертуар литургическими песнопениями". По его словам, на фестивале прозвучит и "духовная музыка в широком смысле этого слова".

Как заявил второй художественный руководитель форума, дирижер Владимир Спиваков, "идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам". "Поэтому здесь решено было собрать коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки разных национальных духовных традиций", - добавил он.

Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Москве во второй раз. "Наша инициатива в прошлом году нашла широкий отклик в сердцах слушателей, поэтому совместно с Владимиром Спиваковым мы приняли решение проводить такой фестиваль ежегодно", - подчеркивает митрополит Волоколамский Иларион.

В течение семи концертных вечеров прозвучат мало известные для столичного слушателя образцы духовной музыки: от григорианского хорала и знаменного распева до современных духовно-музыкальных сочинений разных национальных школ. Например, можно будет познакомиться с духовной музыкой Франции, которую представит литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес, он выступит в России впервые. Современную русскую духовную традицию на фестивале представят Московский Синодальный хор, хор Сретенского и хор Данилова монастырей. Необычный гость фестиваля – американский госпел-хор "Aeolians", в репертуаре которого есть самые разные произведения от барочной полифонии до американских композиций XXI века.

28 декабря 2011 г. 15:29
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи