iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
пресс-конференция в предверии Второго Рождественского фестиваля духовной музыки в Московском Международном доме музыки
28 декабря 2011 г. 15:29
версия для печати версия для печати

На втором Рождественском фестивале впервые прозвучит новое сочинение митрополита Волоколамского Илариона

Кантата "Stabat mater" для хора и оркестра митрополита Волоколамского Илариона станет главной премьерой второго Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 6 по 22 января 2012 года. Как рассказал автор сочинения, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в преддверии фестиваля, произведение было написано в 2008 году на традиционный латинский текст Stabat mater. "Оно состоит из четырех частей, которые некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес. Одна из них получила название "Memento", это оркестровая фуга. Также в основе нового сочинения вошедшая в его четвертую часть пьеса "Perpeto mobile", - пояснил митрополит Иларион. Исполнят новое произведение хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.

По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучат византийские песнопения в аутентичном исполнении хора "Ergastiri Psaltikis" (Греция), которые слушатель сможет сопоставить с древнерусским одноголосием в исполнении старообрядческих хоров и всемирно известного ансамбля "Древнерусский распев".

Митрополит Волоколамский Иларион, который является одним из художественных руководителей фестиваля, пояснил: "Здесь прозвучит очень разная музыка. Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя, мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас 10 веков назад, когда Русь принимала христианство".

Митрополит Иларион отметил, что, как и в прошлом году, "мы не ограничиваем репертуар литургическими песнопениями". По его словам, на фестивале прозвучит и "духовная музыка в широком смысле этого слова".

Как заявил второй художественный руководитель форума, дирижер Владимир Спиваков, "идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам". "Поэтому здесь решено было собрать коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки разных национальных духовных традиций", - добавил он.

Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Москве во второй раз. "Наша инициатива в прошлом году нашла широкий отклик в сердцах слушателей, поэтому совместно с Владимиром Спиваковым мы приняли решение проводить такой фестиваль ежегодно", - подчеркивает митрополит Волоколамский Иларион.

В течение семи концертных вечеров прозвучат мало известные для столичного слушателя образцы духовной музыки: от григорианского хорала и знаменного распева до современных духовно-музыкальных сочинений разных национальных школ. Например, можно будет познакомиться с духовной музыкой Франции, которую представит литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес, он выступит в России впервые. Современную русскую духовную традицию на фестивале представят Московский Синодальный хор, хор Сретенского и хор Данилова монастырей. Необычный гость фестиваля – американский госпел-хор "Aeolians", в репертуаре которого есть самые разные произведения от барочной полифонии до американских композиций XXI века.

28 декабря 2011 г. 15:29
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи