![]()
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
Красная зона врача-литератора «Литература и медицина привели меня к Богу» — так говорит о своем жизненном пути писатель и врач Андрей Убогий. Его всегда волновала тема преодоления смерти, которую он раскрывает в своей прозе, рассказывая о больничных буднях медиков, о страданиях и светлых сторонах жизни. В прошлом году талант писателя был отмечен Патриаршей литературной премией имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Андрей Убогий рассказал о том, чему учит нас пандемия, полезно ли православному человеку получать свидетельства бессмертия души, почему он выбрал хирургию и какое отношение к его произведениям имеет джаз. PDF-версия.
16 марта 2022 г. 16:30
Там, где нужна помощь Хронологически история православного волонтерства в российских лечебных учреждениях не очень протяженна — если не брать, разумеется, дореволюционную эпоху. Началась она в 1990-х годах, когда вместе с сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества в отделения Первой градской больницы пришли первые добровольцы-москвичи. С тех пор Церковь в лице Синодального отдела по благотворительности и социальному служению наладила четкий механизм каждодневной помощи страдающим людям, который помогают поддерживать тысячи добровольцев в десятках епархий. Как он функционирует, на себе испытал корреспондент «Журнала Московской Патриархии», записавшийся добровольцем в «красную зону» столичного ковид-стационара. PDF-версия.
15 марта 2022 г. 16:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями Дом слепоглухих в Пучкове — беспрецедентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьезными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь дал талант У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-версия.
28 декабря 2021 г. 16:30
Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь» Читателям «Журнала Московской Патриархии» писатель Владимир Малягин известен как драматург, прозаик, сценарист, издатель и преподаватель Литературного института. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии. В своем интервью он размышляет о личном опыте церковной жизни, творческом пути, значении и противоречиях современного искусства и проблемах православного книгоиздания. PDF-версия.
15 сентября 2021 г. 13:30
«Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с помощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прошлого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-версия.
8 сентября 2021 г. 13:00
Дивеево в кольце большой стройки В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития. PDF-версия.
2 сентября 2021 г. 13:00
Святой правитель Древней Руси Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым воином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Фирсов. PDF-версия.
20 августа 2021 г. 14:00
Срок на покаяние По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее неуклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
|
![]()
3 сентября 2015 г. 15:05
Святейший Патриарх Кирилл: настало время общецерковной организации волонтерского движенияСегодня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершил работу V общецерковный съезд по социальному служению, посвященный развитию волонтерского движения. В заключительный день прошло пленарное заседание, по итогам которого делегаты приняли резолюцию форума. Из президиума аудиторию приветствовали глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. С основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главным тезисом в нем стала назревшая необходимость создания общецерковной организации волонтерского движения. «Наш нынешний съезд посвящен теме развития церковного волонтерского движения. Убежден, именно волонтеры и добровольцы должны быть основной для развития социальной деятельности в Церкви, - заявил Патриарх.— Собственно говоря, всегда так и было. Но чтобы волонтеры могли хорошо работать, ими должны руководить профессионалы. Во почему я настаивал на том, чтобы в каждой епархии был отдел по социальной работе с населением, с верующими людьми, отдел, на который была бы возложена ответственность за оказание помощи тем, кто оказался в беде. В отделе работают люди профессиональные (кто-то более, кто-то менее), они зарплату получают. А если получают зарплату, и трудиться должны и отчитываться перед начальством должны. Более того, я настаиваю на том, чтобы в каждом благочинии и даже в каждом крупном приходе, у которого есть финансовая база, был профессиональный социальный работник, с которого можно спросить, который обладает знаниями, который входит в общую церковную систему социальной активности, который посещает семинары, который повышает свою квалификацию через дистанционное обучение, который читает церковные документы, касающиеся социальной деятельности, который исполняет указания Синода, Высшего церковного совета и синодального отдела. Почему это нужно? Потому что без такого рода организации невозможно и с волонтерами по-настоящему работать. Все это может превратиться в семейный междусобойчик. И разочаровать, в том числе, людей, которые, откликаясь на зов своего сердца, посвящают себя добровольно, не взимая за это никакой платы, делам милосердия и благотворительности. Я очень удовлетворен тем, как сегодня развивается добровольческое движение в городе Москве. Все началось с того, что я попросил познакомить меня с молодежным активом, то есть с людьми, которые постоянно работают в сфере молодежной работы на наших приходах. Решили, что в день Святой Пасхи молодежь встретит меня перед вечерним богослужением на ступенях храма Христа Спасителя, а потом я буду иметь возможность с ними пообщаться. Направляясь в храм Христа Спасителя, я задал себе такой вопрос: а сколько же у нас таких молодых людей? Не назову вам ту цифру, которая возникла у меня в моем сознании, исходя из количества храмов, приходов, но, когда я на ступенях увидел очень большую группу молодых людей (потом оказалось, что их 650), я понял, что за последние годы проведена большая работа. Потому что если 650 активистов, если вокруг них 10 — 30 человек, то мы выходим на очень большую цифру молодежного актива. После этого возникла идея, что волонтеров надо ввести в общественное пространство. Надо, чтобы их видели, надо, чтобы они сами себя осознавали, как одна семья. Сегодня несколько сотен волонтеров работают в городе Москве, помогают, в том числе, и в организации социальной работы по приходам, а также в организации молодежной просветительской деятельности на уровне наших приходов. Докладчик назвал главные, по его мнению, направления социальной работы, особенно актуальные сегодня для Церкви. Первая из них — помощь семье: «Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения аборт – это грех. Я знаю, что священники об этом говорят. Почему именно в настоящий момент мы подняли эту тему? Ко мне стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той же проблемой: приходят молодые женщины на исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не могут родить ребенка, находясь в законном браке. Воспринимают это как большое горе, печаль. Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка с тем, что совершали аборт. Поскольку этот сигнал из наших самых что ни на есть глубин церковных с каждым годом стал все сильнее и сильнее, и было принято решение – сказать об этом всему обществу, сказать о том, что нужно остановиться, нужно предпринять решительные меры, в том числе и государству, чтобы сократить количество абортов. Владимир Аршакович очень образно и правильно сказал о той геополитической проблеме, которая сегодня складывается вокруг России. И замечательно подчеркнул, что не столько ракеты и армия, сколько сила народа способна и предотвратить самое что ни на есть опасное политическое развитие и политическую ситуацию, окружающую нашу страну. Как мы думаем возродиться при самом мизерном демографическом росте? Ничего не получится. Когда я внимательно слушаю дебаты, которые имеют место в правительстве и на различного рода других форумах, то чаще всего говорят об экономике, о финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: для кого экономика, для кого финансы, если мы будем сокращаться? Недавно прочитал аналитику английского происхождения. Группа аналитиков не без удовлетворения отмечает, что Россию ждет демографическая катастрофа, что, скорее всего, население в ближайшее десятилетие сократится до 80 миллионов человек, причем в этих 80 миллионах значительно увеличится не русский, не православный фактор по той причине, что многие так называемые малые народы России сегодня в демографическом отношении более успешны и благополучны, чем русские. Скажите, пожалуйста, сможем мы развить нашу инфраструктуру так, как мы ее хотим создать и развить на этих огромных евразийских просторах? Мы сможем построить фабрики, заводы, мы сможем возделать нашу землю? Мы сможем ее просто сохранить от пожаров даже и наводнений, если нас будет так мало? Я не согласен с этой британской аналитикой, но я глубоко убежден, что нужно именно сейчас бить тревогу, и вопросы демографии нужно в первую очередь решать за счет резкого сокращения количества абортов. Мы знаем, что государство предпринимает шаги – и материнский капитал, и многое другое. И как бы вроде сдвинулась в положительную сторону эта картина. Но шаги такие маленькие, почти незаметные, а нам нужно за десять лет увеличить как минимум на 10 миллионов население, для того чтобы действительно укреплялся потенциал – и физический, и духовный потенциал нашего народа. Вот почему я определяю тему семьи, рождение детей как приоритетную тему для нашей социальной работы. Церковь не может только проповедовать и говорить: «Грех – совершение аборта». Церковь должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт, с просьбой совершить аборт. Вот почему наши миряне, добровольцы, – конечно, специально подготовленные, – должны обязательно консультировать женщин, которые приходят в соответствующие учреждения с просьбой совершить аборт. Это консультирование должно быть направлено на поддержку женщин. Ведь чаще всего самые тяжелые жизненные обстоятельства толкают на этот страшный шаг: либо давление родителей (мол, слишком рано), либо давление материальных обстоятельств (слишком маленькая квартира). Либо просто неустройство – нет жилья, живет молодая женщина где-то в общежитии, неизвестно, будет ли отец будущего ребенка отцом или они расстанутся, и денег мало. В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется только совершение этого страшного шага, от которого каждая женщина страдает. Мы должны не только разубеждать сделать аборт, мы должны создать систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются от совершения аборта, в том числе под влиянием наших слов. Владыка сказал, что у нас 27 учреждений, где можно дать приют женщине, поддержать ее. Знаете, это так мало, что просто никак не соотносится с масштабом проблемы и никак не соотносится с тем, что мы эту тему сегодня обозначаем в качестве приоритетной. Я настаиваю, чтобы в каждой епархии, а таких уже скоро будет 200 в Российской Федерации, были приюты для женщин, которые не сделали аборта, которые родили младенца, которые находятся в трудных обстоятельствах. Я разговариваю сейчас об этом со всеми правящими архиереями и со всеми губернаторами. На ура идея принимается. Когда я начинаю говорить о примерных средствах, которые нужно будет со стороны регионального бюджета направить на поддержание такого рода учреждения, губернаторы улыбаются: это не деньги (потому что Церковь возьмет значительную часть на себя). Но нам нужны такие приюты. Что касается консультирования женщин, можно говорить просто так: «Если уж совсем ты никак не можешь воспитывать ребенка, и совсем тебе будет тяжело, поживи у нас месяц-два, а потом, если ты скажешь «не могу я взять ребеночка», ты его оставь нам, но не отказывайся от него, он будет твой. Ты в любой момент можешь к нам прийти и взять его к себе». Поверьте, если мать с ребенком месяц, два или три проведет в благоприятной обстановке, этого ребенка вы от нее клещами не вырвете. Ведь нужно начинать это делать, и не в 27 учреждениях». Три других основных направления — помощь инвалидам, социализация бездомных и работа с алкоголиками и наркоманами. «Отношение к здоровью всей нации имеет тема алкоголизма. Думаю, что какие-то положительные сдвиги все-таки стали происходить, но самый положительный сдвиг вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка, - считает Святейший Патриарх. - В советское время было так: хочешь договориться — неси коньяк. Все это хорошо знают. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили в том числе через пропаганду здорового образа жизни. Но остается проблема на уровне малых городов, на уровне сельских поселений. У нас, если я хорошо помню, 50 примерно реабилитационных центров и где-то 230 организаций, работающих в сфере преодоления алкогольной зависимости. В каждой епархии должен быть церковный центр с алкозависимыми, с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно в связи с рождением ребенка, в связи с отказом от аборта. Но работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, весьма эффективных в прошлом. Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа. На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что он отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогал такому несчастному выдержать все эти муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку. Современный россиянин, православный человек не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божьего страха, поэтому наша работа с алкоголиками должна сочетать духовные факторы, в первую очередь связанные с организацией жизненного пространства для этих людей. Они должны попасть в благоприятную духовную атмосферу. Сама атмосфера должна снимать стрессы. Ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий, страхов, стрессов. Вот церковная среда должна эти страхи, стрессы и фобии снимать, но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским фактором. Нужно привлекать медиков, образованных людей, специализирующихся с области преодоления алкоголизма. Сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что, в частности, имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, как работающих с алкоголиками, так и работающих с наркоманами. Я опасаюсь употреблять цифры, потому что разные цифры есть, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. Совершается это совместно усилиями медиков, духовенства, волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы». По итогам съезда делегаты приняли резолюцию. В ней констатируется необходимость в каждой из находящихся на территории Российской Федерации епархий открыть свой «Дом для мамы» и как минимум один церковный добровольческий центр с собственным священнослужителем — духовником. Координатором епархиального добровольческого центра вправе быть лишь прошедший в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению профильную подготовку человек. Акцентируется также внимание привлекать к добровольческому движению не только прихожан храмов, но и всех, кто стремится безвозмездно помогать ближнему. А в целях развития и популяризации этого движения следует налаживать сотрудничество с государственными и общественными структурами, профильными министерствами и департаментами, учебными заведениями, частными лицами.
3 сентября 2015 г. 15:05
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|