![]()
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
Трезвение как христианская добродетель Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельностиКоординационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует одиннадцатый год. Столько же времени при отделе работает существующее два десятка лет Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», девиз которого — «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Журнал Московской Патриархии» проанализировал достигнутые за это время успехи и обобщил опыт продвижения и развития самых удачных региональных проектов. PDF-версия.
11 сентября 2022 г. 08:00
В гости к Патриарху В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. PDF-версия.
8 сентября 2022 г. 14:00
Эффективный инструмент Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-версия.
6 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
3 сентября 2015 г. 15:05
Святейший Патриарх Кирилл: настало время общецерковной организации волонтерского движенияСегодня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершил работу V общецерковный съезд по социальному служению, посвященный развитию волонтерского движения. В заключительный день прошло пленарное заседание, по итогам которого делегаты приняли резолюцию форума. Из президиума аудиторию приветствовали глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. С основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главным тезисом в нем стала назревшая необходимость создания общецерковной организации волонтерского движения. «Наш нынешний съезд посвящен теме развития церковного волонтерского движения. Убежден, именно волонтеры и добровольцы должны быть основной для развития социальной деятельности в Церкви, - заявил Патриарх.— Собственно говоря, всегда так и было. Но чтобы волонтеры могли хорошо работать, ими должны руководить профессионалы. Во почему я настаивал на том, чтобы в каждой епархии был отдел по социальной работе с населением, с верующими людьми, отдел, на который была бы возложена ответственность за оказание помощи тем, кто оказался в беде. В отделе работают люди профессиональные (кто-то более, кто-то менее), они зарплату получают. А если получают зарплату, и трудиться должны и отчитываться перед начальством должны. Более того, я настаиваю на том, чтобы в каждом благочинии и даже в каждом крупном приходе, у которого есть финансовая база, был профессиональный социальный работник, с которого можно спросить, который обладает знаниями, который входит в общую церковную систему социальной активности, который посещает семинары, который повышает свою квалификацию через дистанционное обучение, который читает церковные документы, касающиеся социальной деятельности, который исполняет указания Синода, Высшего церковного совета и синодального отдела. Почему это нужно? Потому что без такого рода организации невозможно и с волонтерами по-настоящему работать. Все это может превратиться в семейный междусобойчик. И разочаровать, в том числе, людей, которые, откликаясь на зов своего сердца, посвящают себя добровольно, не взимая за это никакой платы, делам милосердия и благотворительности. Я очень удовлетворен тем, как сегодня развивается добровольческое движение в городе Москве. Все началось с того, что я попросил познакомить меня с молодежным активом, то есть с людьми, которые постоянно работают в сфере молодежной работы на наших приходах. Решили, что в день Святой Пасхи молодежь встретит меня перед вечерним богослужением на ступенях храма Христа Спасителя, а потом я буду иметь возможность с ними пообщаться. Направляясь в храм Христа Спасителя, я задал себе такой вопрос: а сколько же у нас таких молодых людей? Не назову вам ту цифру, которая возникла у меня в моем сознании, исходя из количества храмов, приходов, но, когда я на ступенях увидел очень большую группу молодых людей (потом оказалось, что их 650), я понял, что за последние годы проведена большая работа. Потому что если 650 активистов, если вокруг них 10 — 30 человек, то мы выходим на очень большую цифру молодежного актива. После этого возникла идея, что волонтеров надо ввести в общественное пространство. Надо, чтобы их видели, надо, чтобы они сами себя осознавали, как одна семья. Сегодня несколько сотен волонтеров работают в городе Москве, помогают, в том числе, и в организации социальной работы по приходам, а также в организации молодежной просветительской деятельности на уровне наших приходов. Докладчик назвал главные, по его мнению, направления социальной работы, особенно актуальные сегодня для Церкви. Первая из них — помощь семье: «Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения аборт – это грех. Я знаю, что священники об этом говорят. Почему именно в настоящий момент мы подняли эту тему? Ко мне стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той же проблемой: приходят молодые женщины на исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не могут родить ребенка, находясь в законном браке. Воспринимают это как большое горе, печаль. Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка с тем, что совершали аборт. Поскольку этот сигнал из наших самых что ни на есть глубин церковных с каждым годом стал все сильнее и сильнее, и было принято решение – сказать об этом всему обществу, сказать о том, что нужно остановиться, нужно предпринять решительные меры, в том числе и государству, чтобы сократить количество абортов. Владимир Аршакович очень образно и правильно сказал о той геополитической проблеме, которая сегодня складывается вокруг России. И замечательно подчеркнул, что не столько ракеты и армия, сколько сила народа способна и предотвратить самое что ни на есть опасное политическое развитие и политическую ситуацию, окружающую нашу страну. Как мы думаем возродиться при самом мизерном демографическом росте? Ничего не получится. Когда я внимательно слушаю дебаты, которые имеют место в правительстве и на различного рода других форумах, то чаще всего говорят об экономике, о финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: для кого экономика, для кого финансы, если мы будем сокращаться? Недавно прочитал аналитику английского происхождения. Группа аналитиков не без удовлетворения отмечает, что Россию ждет демографическая катастрофа, что, скорее всего, население в ближайшее десятилетие сократится до 80 миллионов человек, причем в этих 80 миллионах значительно увеличится не русский, не православный фактор по той причине, что многие так называемые малые народы России сегодня в демографическом отношении более успешны и благополучны, чем русские. Скажите, пожалуйста, сможем мы развить нашу инфраструктуру так, как мы ее хотим создать и развить на этих огромных евразийских просторах? Мы сможем построить фабрики, заводы, мы сможем возделать нашу землю? Мы сможем ее просто сохранить от пожаров даже и наводнений, если нас будет так мало? Я не согласен с этой британской аналитикой, но я глубоко убежден, что нужно именно сейчас бить тревогу, и вопросы демографии нужно в первую очередь решать за счет резкого сокращения количества абортов. Мы знаем, что государство предпринимает шаги – и материнский капитал, и многое другое. И как бы вроде сдвинулась в положительную сторону эта картина. Но шаги такие маленькие, почти незаметные, а нам нужно за десять лет увеличить как минимум на 10 миллионов население, для того чтобы действительно укреплялся потенциал – и физический, и духовный потенциал нашего народа. Вот почему я определяю тему семьи, рождение детей как приоритетную тему для нашей социальной работы. Церковь не может только проповедовать и говорить: «Грех – совершение аборта». Церковь должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт, с просьбой совершить аборт. Вот почему наши миряне, добровольцы, – конечно, специально подготовленные, – должны обязательно консультировать женщин, которые приходят в соответствующие учреждения с просьбой совершить аборт. Это консультирование должно быть направлено на поддержку женщин. Ведь чаще всего самые тяжелые жизненные обстоятельства толкают на этот страшный шаг: либо давление родителей (мол, слишком рано), либо давление материальных обстоятельств (слишком маленькая квартира). Либо просто неустройство – нет жилья, живет молодая женщина где-то в общежитии, неизвестно, будет ли отец будущего ребенка отцом или они расстанутся, и денег мало. В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется только совершение этого страшного шага, от которого каждая женщина страдает. Мы должны не только разубеждать сделать аборт, мы должны создать систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются от совершения аборта, в том числе под влиянием наших слов. Владыка сказал, что у нас 27 учреждений, где можно дать приют женщине, поддержать ее. Знаете, это так мало, что просто никак не соотносится с масштабом проблемы и никак не соотносится с тем, что мы эту тему сегодня обозначаем в качестве приоритетной. Я настаиваю, чтобы в каждой епархии, а таких уже скоро будет 200 в Российской Федерации, были приюты для женщин, которые не сделали аборта, которые родили младенца, которые находятся в трудных обстоятельствах. Я разговариваю сейчас об этом со всеми правящими архиереями и со всеми губернаторами. На ура идея принимается. Когда я начинаю говорить о примерных средствах, которые нужно будет со стороны регионального бюджета направить на поддержание такого рода учреждения, губернаторы улыбаются: это не деньги (потому что Церковь возьмет значительную часть на себя). Но нам нужны такие приюты. Что касается консультирования женщин, можно говорить просто так: «Если уж совсем ты никак не можешь воспитывать ребенка, и совсем тебе будет тяжело, поживи у нас месяц-два, а потом, если ты скажешь «не могу я взять ребеночка», ты его оставь нам, но не отказывайся от него, он будет твой. Ты в любой момент можешь к нам прийти и взять его к себе». Поверьте, если мать с ребенком месяц, два или три проведет в благоприятной обстановке, этого ребенка вы от нее клещами не вырвете. Ведь нужно начинать это делать, и не в 27 учреждениях». Три других основных направления — помощь инвалидам, социализация бездомных и работа с алкоголиками и наркоманами. «Отношение к здоровью всей нации имеет тема алкоголизма. Думаю, что какие-то положительные сдвиги все-таки стали происходить, но самый положительный сдвиг вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка, - считает Святейший Патриарх. - В советское время было так: хочешь договориться — неси коньяк. Все это хорошо знают. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили в том числе через пропаганду здорового образа жизни. Но остается проблема на уровне малых городов, на уровне сельских поселений. У нас, если я хорошо помню, 50 примерно реабилитационных центров и где-то 230 организаций, работающих в сфере преодоления алкогольной зависимости. В каждой епархии должен быть церковный центр с алкозависимыми, с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно в связи с рождением ребенка, в связи с отказом от аборта. Но работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, весьма эффективных в прошлом. Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа. На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что он отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогал такому несчастному выдержать все эти муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку. Современный россиянин, православный человек не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божьего страха, поэтому наша работа с алкоголиками должна сочетать духовные факторы, в первую очередь связанные с организацией жизненного пространства для этих людей. Они должны попасть в благоприятную духовную атмосферу. Сама атмосфера должна снимать стрессы. Ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий, страхов, стрессов. Вот церковная среда должна эти страхи, стрессы и фобии снимать, но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским фактором. Нужно привлекать медиков, образованных людей, специализирующихся с области преодоления алкоголизма. Сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что, в частности, имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, как работающих с алкоголиками, так и работающих с наркоманами. Я опасаюсь употреблять цифры, потому что разные цифры есть, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. Совершается это совместно усилиями медиков, духовенства, волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы». По итогам съезда делегаты приняли резолюцию. В ней констатируется необходимость в каждой из находящихся на территории Российской Федерации епархий открыть свой «Дом для мамы» и как минимум один церковный добровольческий центр с собственным священнослужителем — духовником. Координатором епархиального добровольческого центра вправе быть лишь прошедший в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению профильную подготовку человек. Акцентируется также внимание привлекать к добровольческому движению не только прихожан храмов, но и всех, кто стремится безвозмездно помогать ближнему. А в целях развития и популяризации этого движения следует налаживать сотрудничество с государственными и общественными структурами, профильными министерствами и департаментами, учебными заведениями, частными лицами.
3 сентября 2015 г. 15:05
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Алтарное послушание – по силам ли детям? «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
3 февраля 2023 г. 13:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Дорогие отцы, братья и сестры! Мы вновь вступаем в Великий пост, когда на призыв к покаянию, прозвучавший в дни Богоявления, христиане откликаются своими поступками.
2 февраля 2023 г. 13:00
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
|