![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
|
![]()
3 сентября 2015 г. 15:05
Святейший Патриарх Кирилл: настало время общецерковной организации волонтерского движенияСегодня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершил работу V общецерковный съезд по социальному служению, посвященный развитию волонтерского движения. В заключительный день прошло пленарное заседание, по итогам которого делегаты приняли резолюцию форума. Из президиума аудиторию приветствовали глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. С основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главным тезисом в нем стала назревшая необходимость создания общецерковной организации волонтерского движения. «Наш нынешний съезд посвящен теме развития церковного волонтерского движения. Убежден, именно волонтеры и добровольцы должны быть основной для развития социальной деятельности в Церкви, - заявил Патриарх.— Собственно говоря, всегда так и было. Но чтобы волонтеры могли хорошо работать, ими должны руководить профессионалы. Во почему я настаивал на том, чтобы в каждой епархии был отдел по социальной работе с населением, с верующими людьми, отдел, на который была бы возложена ответственность за оказание помощи тем, кто оказался в беде. В отделе работают люди профессиональные (кто-то более, кто-то менее), они зарплату получают. А если получают зарплату, и трудиться должны и отчитываться перед начальством должны. Более того, я настаиваю на том, чтобы в каждом благочинии и даже в каждом крупном приходе, у которого есть финансовая база, был профессиональный социальный работник, с которого можно спросить, который обладает знаниями, который входит в общую церковную систему социальной активности, который посещает семинары, который повышает свою квалификацию через дистанционное обучение, который читает церковные документы, касающиеся социальной деятельности, который исполняет указания Синода, Высшего церковного совета и синодального отдела. Почему это нужно? Потому что без такого рода организации невозможно и с волонтерами по-настоящему работать. Все это может превратиться в семейный междусобойчик. И разочаровать, в том числе, людей, которые, откликаясь на зов своего сердца, посвящают себя добровольно, не взимая за это никакой платы, делам милосердия и благотворительности. Я очень удовлетворен тем, как сегодня развивается добровольческое движение в городе Москве. Все началось с того, что я попросил познакомить меня с молодежным активом, то есть с людьми, которые постоянно работают в сфере молодежной работы на наших приходах. Решили, что в день Святой Пасхи молодежь встретит меня перед вечерним богослужением на ступенях храма Христа Спасителя, а потом я буду иметь возможность с ними пообщаться. Направляясь в храм Христа Спасителя, я задал себе такой вопрос: а сколько же у нас таких молодых людей? Не назову вам ту цифру, которая возникла у меня в моем сознании, исходя из количества храмов, приходов, но, когда я на ступенях увидел очень большую группу молодых людей (потом оказалось, что их 650), я понял, что за последние годы проведена большая работа. Потому что если 650 активистов, если вокруг них 10 — 30 человек, то мы выходим на очень большую цифру молодежного актива. После этого возникла идея, что волонтеров надо ввести в общественное пространство. Надо, чтобы их видели, надо, чтобы они сами себя осознавали, как одна семья. Сегодня несколько сотен волонтеров работают в городе Москве, помогают, в том числе, и в организации социальной работы по приходам, а также в организации молодежной просветительской деятельности на уровне наших приходов. Докладчик назвал главные, по его мнению, направления социальной работы, особенно актуальные сегодня для Церкви. Первая из них — помощь семье: «Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения аборт – это грех. Я знаю, что священники об этом говорят. Почему именно в настоящий момент мы подняли эту тему? Ко мне стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той же проблемой: приходят молодые женщины на исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не могут родить ребенка, находясь в законном браке. Воспринимают это как большое горе, печаль. Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка с тем, что совершали аборт. Поскольку этот сигнал из наших самых что ни на есть глубин церковных с каждым годом стал все сильнее и сильнее, и было принято решение – сказать об этом всему обществу, сказать о том, что нужно остановиться, нужно предпринять решительные меры, в том числе и государству, чтобы сократить количество абортов. Владимир Аршакович очень образно и правильно сказал о той геополитической проблеме, которая сегодня складывается вокруг России. И замечательно подчеркнул, что не столько ракеты и армия, сколько сила народа способна и предотвратить самое что ни на есть опасное политическое развитие и политическую ситуацию, окружающую нашу страну. Как мы думаем возродиться при самом мизерном демографическом росте? Ничего не получится. Когда я внимательно слушаю дебаты, которые имеют место в правительстве и на различного рода других форумах, то чаще всего говорят об экономике, о финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: для кого экономика, для кого финансы, если мы будем сокращаться? Недавно прочитал аналитику английского происхождения. Группа аналитиков не без удовлетворения отмечает, что Россию ждет демографическая катастрофа, что, скорее всего, население в ближайшее десятилетие сократится до 80 миллионов человек, причем в этих 80 миллионах значительно увеличится не русский, не православный фактор по той причине, что многие так называемые малые народы России сегодня в демографическом отношении более успешны и благополучны, чем русские. Скажите, пожалуйста, сможем мы развить нашу инфраструктуру так, как мы ее хотим создать и развить на этих огромных евразийских просторах? Мы сможем построить фабрики, заводы, мы сможем возделать нашу землю? Мы сможем ее просто сохранить от пожаров даже и наводнений, если нас будет так мало? Я не согласен с этой британской аналитикой, но я глубоко убежден, что нужно именно сейчас бить тревогу, и вопросы демографии нужно в первую очередь решать за счет резкого сокращения количества абортов. Мы знаем, что государство предпринимает шаги – и материнский капитал, и многое другое. И как бы вроде сдвинулась в положительную сторону эта картина. Но шаги такие маленькие, почти незаметные, а нам нужно за десять лет увеличить как минимум на 10 миллионов население, для того чтобы действительно укреплялся потенциал – и физический, и духовный потенциал нашего народа. Вот почему я определяю тему семьи, рождение детей как приоритетную тему для нашей социальной работы. Церковь не может только проповедовать и говорить: «Грех – совершение аборта». Церковь должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт, с просьбой совершить аборт. Вот почему наши миряне, добровольцы, – конечно, специально подготовленные, – должны обязательно консультировать женщин, которые приходят в соответствующие учреждения с просьбой совершить аборт. Это консультирование должно быть направлено на поддержку женщин. Ведь чаще всего самые тяжелые жизненные обстоятельства толкают на этот страшный шаг: либо давление родителей (мол, слишком рано), либо давление материальных обстоятельств (слишком маленькая квартира). Либо просто неустройство – нет жилья, живет молодая женщина где-то в общежитии, неизвестно, будет ли отец будущего ребенка отцом или они расстанутся, и денег мало. В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется только совершение этого страшного шага, от которого каждая женщина страдает. Мы должны не только разубеждать сделать аборт, мы должны создать систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются от совершения аборта, в том числе под влиянием наших слов. Владыка сказал, что у нас 27 учреждений, где можно дать приют женщине, поддержать ее. Знаете, это так мало, что просто никак не соотносится с масштабом проблемы и никак не соотносится с тем, что мы эту тему сегодня обозначаем в качестве приоритетной. Я настаиваю, чтобы в каждой епархии, а таких уже скоро будет 200 в Российской Федерации, были приюты для женщин, которые не сделали аборта, которые родили младенца, которые находятся в трудных обстоятельствах. Я разговариваю сейчас об этом со всеми правящими архиереями и со всеми губернаторами. На ура идея принимается. Когда я начинаю говорить о примерных средствах, которые нужно будет со стороны регионального бюджета направить на поддержание такого рода учреждения, губернаторы улыбаются: это не деньги (потому что Церковь возьмет значительную часть на себя). Но нам нужны такие приюты. Что касается консультирования женщин, можно говорить просто так: «Если уж совсем ты никак не можешь воспитывать ребенка, и совсем тебе будет тяжело, поживи у нас месяц-два, а потом, если ты скажешь «не могу я взять ребеночка», ты его оставь нам, но не отказывайся от него, он будет твой. Ты в любой момент можешь к нам прийти и взять его к себе». Поверьте, если мать с ребенком месяц, два или три проведет в благоприятной обстановке, этого ребенка вы от нее клещами не вырвете. Ведь нужно начинать это делать, и не в 27 учреждениях». Три других основных направления — помощь инвалидам, социализация бездомных и работа с алкоголиками и наркоманами. «Отношение к здоровью всей нации имеет тема алкоголизма. Думаю, что какие-то положительные сдвиги все-таки стали происходить, но самый положительный сдвиг вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка, - считает Святейший Патриарх. - В советское время было так: хочешь договориться — неси коньяк. Все это хорошо знают. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили в том числе через пропаганду здорового образа жизни. Но остается проблема на уровне малых городов, на уровне сельских поселений. У нас, если я хорошо помню, 50 примерно реабилитационных центров и где-то 230 организаций, работающих в сфере преодоления алкогольной зависимости. В каждой епархии должен быть церковный центр с алкозависимыми, с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно в связи с рождением ребенка, в связи с отказом от аборта. Но работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, весьма эффективных в прошлом. Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа. На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что он отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогал такому несчастному выдержать все эти муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку. Современный россиянин, православный человек не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божьего страха, поэтому наша работа с алкоголиками должна сочетать духовные факторы, в первую очередь связанные с организацией жизненного пространства для этих людей. Они должны попасть в благоприятную духовную атмосферу. Сама атмосфера должна снимать стрессы. Ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий, страхов, стрессов. Вот церковная среда должна эти страхи, стрессы и фобии снимать, но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским фактором. Нужно привлекать медиков, образованных людей, специализирующихся с области преодоления алкоголизма. Сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что, в частности, имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, как работающих с алкоголиками, так и работающих с наркоманами. Я опасаюсь употреблять цифры, потому что разные цифры есть, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. Совершается это совместно усилиями медиков, духовенства, волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы». По итогам съезда делегаты приняли резолюцию. В ней констатируется необходимость в каждой из находящихся на территории Российской Федерации епархий открыть свой «Дом для мамы» и как минимум один церковный добровольческий центр с собственным священнослужителем — духовником. Координатором епархиального добровольческого центра вправе быть лишь прошедший в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению профильную подготовку человек. Акцентируется также внимание привлекать к добровольческому движению не только прихожан храмов, но и всех, кто стремится безвозмездно помогать ближнему. А в целях развития и популяризации этого движения следует налаживать сотрудничество с государственными и общественными структурами, профильными министерствами и департаментами, учебными заведениями, частными лицами.
3 сентября 2015 г. 15:05
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|