выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Новости
фото Алексея Реутского
21 сентября 2013 г. 16:12
версия для печати версия для печати

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове освящена памятная доска о посещении храма императором Николаем II

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии митрополит Волоколамский Иларион освятил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове памятную доску о посещении храма в 1990 году императором Николаем II. Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества (ИППО) к 400-летию основания Дома Романовых.

«Наш храм всегда пользовался особой популярностью русского народа и власть предержащих - князей и царей, потому что является храмом воинской славы героев Куликовской битвы, состоявшейся в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы,- отметил настоятель храма протоиерей Владимир Силовьев. - Именно сюда по благословению преп.Сергия Радонежского принесли для упокоение мощи св.иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Здесь они покоятся и сейчас». Именно это объстоятельство послужило поводом для посещения храма 22 апреля 1900 года царственной четой - императором Николаем II и его супругой, что подробно описано в книге тогдашнего настоятеля храма протоиерея Иакова Остроумова.

В ответном слове митрополит Иларион подчеркнул значения молитв Пресвятой Богородицы для сохранения мира в нашем Отечестве, отметив в частности, что Россия до сих пор сохраняет свою независимость благодаря героизму и мужеству нашего народа, к которому принадлежали и два святых инока-воина. «Таких как они было много в истории нашей страны. И даже ХХ век стал веком великого и массового героизма наших соотечественников. Потому что среди них были и те, кто восходили на Голгофу мученичества, а были миллионы тех, кто защищал свою землю с оружием в руках,- подчеркнул митрополит Иларион. - Вся наша русская земля является, как говорят, великим раскрытым перед Богом антиминсом, наполненным мощами святых. Но и вся она огромное кладбище, на котором покоятся останки наших воинов. Тех, о которых мы можем сказать словами Господа: "Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя" (Ин.15,13).

Владыка поздравил настоятеля храма и главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева, сотрудников «Журнала Московской Патриархии» и журнала «Богословские труды», а также всех молящихся с престольным праздником. Говоря об ответственности за печатное слово, митрополит Иларион, в частности, сказал: «На нас Богом наложена высокая и ответственная миссия — просвещать людей печатным, письменным словом. Нужно помнить, что каждый из нас несет ответственность за содержание выпускаемых книг и журналов. И ответственность за те слова и посыл, которые передаются через них. Поэтому хотел бы призвать сотрудников упомянутых изданий к тому, чтобы мы с еще большим рвением и ответственностью выполняли возложенное на нас послушание».

Протоиерей Владимир и владыка Иларион преподнесли друг другу в дар иконы Пресвятой Богородицы.

В этот же день в храм был доставлен из Рязанского государственного историческо-художественного музея-заповедника посох св.Александра Пересвета (см.фото).

Справка.

На памятной доске запечатлена следующая надпись: «1900 года, апреля 22 дня, сей храм удостоили своим посещением их императорские величества государь император Николай Александрович и государыня императрица Александра Феодоровна и их императорские высочества великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна». На ней изображен знаменитый знак Императорского православного палестинского общества с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 г. руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна.

 

 

21 сентября 2013 г. 16:12
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00