выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Проект памятника Патриарху Ермогену. Фото А.Поспелов/Православие.Ru
13 ноября 2012 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Памятник Патриарху Ермогену не нарушит ландшафтную пластику Александровского cада

Победитель всероссийского архитектурного конкурса на памятник Патриарху Ермогену – глава авторского коллектива Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова народный художник России Салават Щербаков поделился с корреспондентом ЦВ своим видением будущего монумента. По мнению Салавата Александровича и его соавторов - заслуженных художников РФ Константина Зубрилина и проректора академии Николая Сидорова, главная задача, которую нужно решить при установке памятника – его сопряжение с архитектурным окружением и органичная интеграция в ландшафтную среду Александровского cада.

Как напоминает Зубрилин, фигуру спасшего страну от Смуты предстоятеля Церкви ранее уже собирались увековечить в самом центре Москвы, причем дважды. Сначала изваяние Патриарха Ермогена должно было стать частью памятника спасителям Отечества на Красной площади наряду с фигурами Минина и Пожарского. Позднее, в 1914 году, после прославления Патриарха Ермогена в лице священномучеников, памятник ему хотели воздвигнуть у Кремлевской стены – там, где сейчас Мавзолей. Был даже объявлен конкурс, но планам помешали война и революция.

"Создавая памятник, мы имели в виду прежде всего данный исторический контекст – как восстановление справедливости, при которой имя Патриарха Ермогена займет в народной памяти столь же важное место, как имена Минина и Пожарского, - говорит Салават Щербаков. – Если полководец князь Дмитрий Пожарский олицетворяет армию и государство, а Кузьма Минин – простой народ, над образом патриарха мы работали, видя в нем символ Церкви, послужившей спасительницей страны в тяжелейшее для той время. На мой взгляд, монументальную тему Патриарха Гермогена можно излагать на двух языках – древнерусской скульптуры XVI-XVII в.в. и русской классики. Мы выбрали второй способ, близкий к выразительным средствам Ивана Мартоса – автора памятника Минину и Пожарскому. И, конечно, для нас большая честь аккомпанировать нашему великому предшественнику".

По мнению скульптора, устроители конкурса проявили большую смелость, решив поместить памятник в Александровском Саду: "По соседству здесь и грот, созданный Осипом Бове в 1820 году в память об Отечественной войне 1812 года (фланкирующие блоки которого, по преданию, собраны из обломков сгоревших в Пожаре старых московских домов), и мемориальный комплекс Великой Отечественной войны с Могилой Неизвестного Солдата и стелами городов-героев и городов воинской славы, и Манеж. Поэтому внедряться в такое сложившееся за минувшие века окружение нужно максимально деликатно. Фактически мы оставляем нетронутой площадку на оси грота, устанавливая там лишь фигуру патриарха на постаменте". Как признался руководитель творческого коллектива корреспонденту "Церковного Вестника", в качестве предварительной проработки рассматривалось также изображение первосвятителя со скованными цепью руками на фоне темницы, одновременно выступающей в роли стилизованной часовни. "Но архитектурный новодел, вторгающийся в ландшафтную среду Александровского Сада, смотрелся бы как минимум неловко и неуклюже", - резюмирует Щербаков.

Сроки для окончательной доработки памятника и его установки весьма жестки: торжественное открытие монумента намечено на конец мая следующего года. За это время предстоит уточнить некоторые существенные детали (форму креста в правой руке патриарха, которым тот благословляет народ, элементы патриаршей мантии и т.д.). Кроме того, необходимо разработать памятную надпись на постаменте и окончательно сформировать группы располагающихся там же рельефов, описывающих главные эпизоды жития и подвига священномученика. В конкурсном макете их пара; не исключено, что в окончательном варианте к ним добавится третий.

13 ноября 2012 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00