Победитель всероссийского архитектурного конкурса на памятник Патриарху Ермогену – глава авторского коллектива Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова народный художник России Салават Щербаков поделился с корреспондентом ЦВ своим видением будущего монумента. По мнению Салавата Александровича и его соавторов - заслуженных художников РФ Константина Зубрилина и проректора академии Николая Сидорова, главная задача, которую нужно решить при установке памятника – его сопряжение с архитектурным окружением и органичная интеграция в ландшафтную среду Александровского cада.
Как напоминает Зубрилин, фигуру спасшего страну от Смуты предстоятеля Церкви ранее уже собирались увековечить в самом центре Москвы, причем дважды. Сначала изваяние Патриарха Ермогена должно было стать частью памятника спасителям Отечества на Красной площади наряду с фигурами Минина и Пожарского. Позднее, в 1914 году, после прославления Патриарха Ермогена в лице священномучеников, памятник ему хотели воздвигнуть у Кремлевской стены – там, где сейчас Мавзолей. Был даже объявлен конкурс, но планам помешали война и революция.
"Создавая памятник, мы имели в виду прежде всего данный исторический контекст – как восстановление справедливости, при которой имя Патриарха Ермогена займет в народной памяти столь же важное место, как имена Минина и Пожарского, - говорит Салават Щербаков. – Если полководец князь Дмитрий Пожарский олицетворяет армию и государство, а Кузьма Минин – простой народ, над образом патриарха мы работали, видя в нем символ Церкви, послужившей спасительницей страны в тяжелейшее для той время. На мой взгляд, монументальную тему Патриарха Гермогена можно излагать на двух языках – древнерусской скульптуры XVI-XVII в.в. и русской классики. Мы выбрали второй способ, близкий к выразительным средствам Ивана Мартоса – автора памятника Минину и Пожарскому. И, конечно, для нас большая честь аккомпанировать нашему великому предшественнику".
По мнению скульптора, устроители конкурса проявили большую смелость, решив поместить памятник в Александровском Саду: "По соседству здесь и грот, созданный Осипом Бове в 1820 году в память об Отечественной войне 1812 года (фланкирующие блоки которого, по преданию, собраны из обломков сгоревших в Пожаре старых московских домов), и мемориальный комплекс Великой Отечественной войны с Могилой Неизвестного Солдата и стелами городов-героев и городов воинской славы, и Манеж. Поэтому внедряться в такое сложившееся за минувшие века окружение нужно максимально деликатно. Фактически мы оставляем нетронутой площадку на оси грота, устанавливая там лишь фигуру патриарха на постаменте". Как признался руководитель творческого коллектива корреспонденту "Церковного Вестника", в качестве предварительной проработки рассматривалось также изображение первосвятителя со скованными цепью руками на фоне темницы, одновременно выступающей в роли стилизованной часовни. "Но архитектурный новодел, вторгающийся в ландшафтную среду Александровского Сада, смотрелся бы как минимум неловко и неуклюже", - резюмирует Щербаков.
Сроки для окончательной доработки памятника и его установки весьма жестки: торжественное открытие монумента намечено на конец мая следующего года. За это время предстоит уточнить некоторые существенные детали (форму креста в правой руке патриарха, которым тот благословляет народ, элементы патриаршей мантии и т.д.). Кроме того, необходимо разработать памятную надпись на постаменте и окончательно сформировать группы располагающихся там же рельефов, описывающих главные эпизоды жития и подвига священномученика. В конкурсном макете их пара; не исключено, что в окончательном варианте к ним добавится третий.