iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Проект памятника Патриарху Ермогену. Фото А.Поспелов/Православие.Ru
13 ноября 2012 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Памятник Патриарху Ермогену не нарушит ландшафтную пластику Александровского cада

Победитель всероссийского архитектурного конкурса на памятник Патриарху Ермогену – глава авторского коллектива Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова народный художник России Салават Щербаков поделился с корреспондентом ЦВ своим видением будущего монумента. По мнению Салавата Александровича и его соавторов - заслуженных художников РФ Константина Зубрилина и проректора академии Николая Сидорова, главная задача, которую нужно решить при установке памятника – его сопряжение с архитектурным окружением и органичная интеграция в ландшафтную среду Александровского cада.

Как напоминает Зубрилин, фигуру спасшего страну от Смуты предстоятеля Церкви ранее уже собирались увековечить в самом центре Москвы, причем дважды. Сначала изваяние Патриарха Ермогена должно было стать частью памятника спасителям Отечества на Красной площади наряду с фигурами Минина и Пожарского. Позднее, в 1914 году, после прославления Патриарха Ермогена в лице священномучеников, памятник ему хотели воздвигнуть у Кремлевской стены – там, где сейчас Мавзолей. Был даже объявлен конкурс, но планам помешали война и революция.

"Создавая памятник, мы имели в виду прежде всего данный исторический контекст – как восстановление справедливости, при которой имя Патриарха Ермогена займет в народной памяти столь же важное место, как имена Минина и Пожарского, - говорит Салават Щербаков. – Если полководец князь Дмитрий Пожарский олицетворяет армию и государство, а Кузьма Минин – простой народ, над образом патриарха мы работали, видя в нем символ Церкви, послужившей спасительницей страны в тяжелейшее для той время. На мой взгляд, монументальную тему Патриарха Гермогена можно излагать на двух языках – древнерусской скульптуры XVI-XVII в.в. и русской классики. Мы выбрали второй способ, близкий к выразительным средствам Ивана Мартоса – автора памятника Минину и Пожарскому. И, конечно, для нас большая честь аккомпанировать нашему великому предшественнику".

По мнению скульптора, устроители конкурса проявили большую смелость, решив поместить памятник в Александровском Саду: "По соседству здесь и грот, созданный Осипом Бове в 1820 году в память об Отечественной войне 1812 года (фланкирующие блоки которого, по преданию, собраны из обломков сгоревших в Пожаре старых московских домов), и мемориальный комплекс Великой Отечественной войны с Могилой Неизвестного Солдата и стелами городов-героев и городов воинской славы, и Манеж. Поэтому внедряться в такое сложившееся за минувшие века окружение нужно максимально деликатно. Фактически мы оставляем нетронутой площадку на оси грота, устанавливая там лишь фигуру патриарха на постаменте". Как признался руководитель творческого коллектива корреспонденту "Церковного Вестника", в качестве предварительной проработки рассматривалось также изображение первосвятителя со скованными цепью руками на фоне темницы, одновременно выступающей в роли стилизованной часовни. "Но архитектурный новодел, вторгающийся в ландшафтную среду Александровского Сада, смотрелся бы как минимум неловко и неуклюже", - резюмирует Щербаков.

Сроки для окончательной доработки памятника и его установки весьма жестки: торжественное открытие монумента намечено на конец мая следующего года. За это время предстоит уточнить некоторые существенные детали (форму креста в правой руке патриарха, которым тот благословляет народ, элементы патриаршей мантии и т.д.). Кроме того, необходимо разработать памятную надпись на постаменте и окончательно сформировать группы располагающихся там же рельефов, описывающих главные эпизоды жития и подвига священномученика. В конкурсном макете их пара; не исключено, что в окончательном варианте к ним добавится третий.

13 ноября 2012 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00