выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Относительная плотность распределения по российской территории православных христиан, принадлежащих к Русской Православной Церкви
4 октября 2012 г. 13:04
версия для печати версия для печати

Социологи службы "Среда" считают, что государственные институты не успевают отвечать на запросы верующих

Независимая исследовательская служба "Среда" представила первые результаты беспрецедентного по полноте и статистической точности проекта "Атлас религий и национальностей России" (АРЕНА). Оформленная в виде интерактивных карт, диаграмм и схем на веб-сайте службы "Среда" информация не только позволяет рассмотреть все разнообразие многонациональной и многоконфессиональной России, но и фиксирует итоги эволюции на стыке религиозной и общественной жизни страны в последние десятилетия, а также помогает понять, насколько высок в коллективном сознании спрос на веру.

В основе проекта — так называемая социологическая методика Георейтинга, разработанная Фондом "Общественное мнение" в виде опроса МегаФОМ. Генеральная общероссийская выборка по ней составляет 56900 чел., в том числе в каждом субъекте Федерации опрашивается до 800 жителей. Каждому респонденту задается по три вопроса. В первом опрошенному предлагается идентифицировать себя по религиозным убеждениям и вероисповеданию, выбирая один из шестнадцати вариантов. Второй вопрос, где можно отметить любую из дюжины предлагаемых формулировок, касается религиозных практик, то есть степени участия человека в религиозной жизни и осознания важности религии. Наконец, третий вопрос описывает социально-психологические и мировоззренческие характеристики, позволяющие выявить личные и общественные приоритеты респондента ("я счастливый человек", "я одинокий человек", "я люблю Россию", "я уважаю закон и всегда стараюсь соблюдать его" и т. д.)

Главная форма итоговых результатов, предложенная авторами на указанном сайте — набор интерактивных карт, наглядно демонстрирующих степень распространенности того или иного параметра исследования в каждом из российских регионов. Для удобства массив религиозно-ценностных карт проекта АРЕНА дополнен тремя аналогичными форматами, отражающими смежные статистические данные: Всероссийской переписи населения 2010 года, мониторинга состояния гражданского общества НИУ "Высшая школа экономики" и численности религиозных объединений по данным Министерства юстиции РФ.

"Дополнив полученные нами результаты данными переписи населения и официальными сведениями Минюста о количестве зарегистрированных религиозных общин, мы вывели важный индекс потенциального религиозного спроса или спроса на веру, - рассказал ЦВ руководитель проекта "АРЕНА" Роман Лункин. - Его математический смысл — средняя плотность верующих в религиозном объединении. Значения этого индекса мы получили как для всех верующих в целом, так и по отдельным конфессиональным, религиозным и мировоззренческим группам. Главное резюме, которое можно сделать уже по горячим следам — в российском обществе в самом деле существует большой запрос на веру и на религиозные институты, и основной вклад в него вносят православные христиане. Так, к примеру, генеральное общероссийское значение нашего индекса для всей России — 4630 верующих на объединение, а у православных этот показатель достигает 4203. К сожалению, государство, на мой взгляд, не успевает соответствовать этому запросу, в результате чего многие предложения религиозных институций (к примеру, инициативы Святейшего Патриарха Кирилла о расширении представительства Русской Православной Церкви в школе и в Вооруженных Силах) находят весьма ограниченное отражение на практике. В этом смысле весьма верной представляется московская Программа-200. Посудите сами: индекс потенциального религиозного спроса в столице среди православных — 20079 — практически вдвое превышает средний по городу (11717), оставляя далеко позади даже весьма высокий показатель у мусульман (12324)".

4 октября 2012 г. 13:04
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00