выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Относительная плотность распределения по российской территории православных христиан, принадлежащих к Русской Православной Церкви
4 октября 2012 г. 13:04
версия для печати версия для печати

Социологи службы "Среда" считают, что государственные институты не успевают отвечать на запросы верующих

Независимая исследовательская служба "Среда" представила первые результаты беспрецедентного по полноте и статистической точности проекта "Атлас религий и национальностей России" (АРЕНА). Оформленная в виде интерактивных карт, диаграмм и схем на веб-сайте службы "Среда" информация не только позволяет рассмотреть все разнообразие многонациональной и многоконфессиональной России, но и фиксирует итоги эволюции на стыке религиозной и общественной жизни страны в последние десятилетия, а также помогает понять, насколько высок в коллективном сознании спрос на веру.

В основе проекта — так называемая социологическая методика Георейтинга, разработанная Фондом "Общественное мнение" в виде опроса МегаФОМ. Генеральная общероссийская выборка по ней составляет 56900 чел., в том числе в каждом субъекте Федерации опрашивается до 800 жителей. Каждому респонденту задается по три вопроса. В первом опрошенному предлагается идентифицировать себя по религиозным убеждениям и вероисповеданию, выбирая один из шестнадцати вариантов. Второй вопрос, где можно отметить любую из дюжины предлагаемых формулировок, касается религиозных практик, то есть степени участия человека в религиозной жизни и осознания важности религии. Наконец, третий вопрос описывает социально-психологические и мировоззренческие характеристики, позволяющие выявить личные и общественные приоритеты респондента ("я счастливый человек", "я одинокий человек", "я люблю Россию", "я уважаю закон и всегда стараюсь соблюдать его" и т. д.)

Главная форма итоговых результатов, предложенная авторами на указанном сайте — набор интерактивных карт, наглядно демонстрирующих степень распространенности того или иного параметра исследования в каждом из российских регионов. Для удобства массив религиозно-ценностных карт проекта АРЕНА дополнен тремя аналогичными форматами, отражающими смежные статистические данные: Всероссийской переписи населения 2010 года, мониторинга состояния гражданского общества НИУ "Высшая школа экономики" и численности религиозных объединений по данным Министерства юстиции РФ.

"Дополнив полученные нами результаты данными переписи населения и официальными сведениями Минюста о количестве зарегистрированных религиозных общин, мы вывели важный индекс потенциального религиозного спроса или спроса на веру, - рассказал ЦВ руководитель проекта "АРЕНА" Роман Лункин. - Его математический смысл — средняя плотность верующих в религиозном объединении. Значения этого индекса мы получили как для всех верующих в целом, так и по отдельным конфессиональным, религиозным и мировоззренческим группам. Главное резюме, которое можно сделать уже по горячим следам — в российском обществе в самом деле существует большой запрос на веру и на религиозные институты, и основной вклад в него вносят православные христиане. Так, к примеру, генеральное общероссийское значение нашего индекса для всей России — 4630 верующих на объединение, а у православных этот показатель достигает 4203. К сожалению, государство, на мой взгляд, не успевает соответствовать этому запросу, в результате чего многие предложения религиозных институций (к примеру, инициативы Святейшего Патриарха Кирилла о расширении представительства Русской Православной Церкви в школе и в Вооруженных Силах) находят весьма ограниченное отражение на практике. В этом смысле весьма верной представляется московская Программа-200. Посудите сами: индекс потенциального религиозного спроса в столице среди православных — 20079 — практически вдвое превышает средний по городу (11717), оставляя далеко позади даже весьма высокий показатель у мусульман (12324)".

4 октября 2012 г. 13:04
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00