iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
25 января 2012 г. 00:58
версия для печати версия для печати

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь стала поливариантной и полицентричной

Оживленной дискуссией обернулся семинар «Церковь вне политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период»,  проходивший 24 января в конференц-зале Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.  Собравшиеся обсуждали вопрос участия Церкви в политической жизни страны. 

Ни для кого не секрет, что декабрьские события всколыхнули общественность. О митинге на Болотной площади не говорил только ленивый.  Когда же бесконечные рассуждения  о «честных выборах», аресте Навального и выступлениях Чурова набили оскомину, подняли вопрос  общественно-политической позиции Церкви и Ее оценке происходящего.  

Как справедливо заметил  Председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, «за последние несколько лет понимание того, что такое Церковь, и что такое ее общение с государством и светским обществом, решительно изменилось. И главная причина этих изменений в том, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы.  Люди перестали бояться говорить».  

Хорошо это или плохо, судить не нам, однако,  нельзя не замечать тот факт, что  даже во внутрицерковных дискуссиях зачастую стирается грань между «раскрепощенностью» и «разболтанностью», а за пределами Церкви порой и вовсе не заботятся о соблюдении элементарных этических норм.  Поэтому неудивительно, что встреча протоиерея Чаплина с известным блоггером Алексеем Навальным вызвала такой резонанс. Так уж повелось, что степень «православности» Церкви оценивается по Ее политическим позициям, такой вот, если хотите, детский подход – если Она поддерживает «хороших», то и мы Ее поддержим, а уж если Она против «наших», то, увольте, умываем руки и начинаем критиковать, оскорблять и осуждать, причем так, походя…  И как-то забываем, что, позволю себе процитировать  публициста Сергея Кудеева, «политические убеждения должны формироваться Евангелием, которое нам следует проповедовать в условиях нынешней политической напряженности».

Отец  Всеволод объяснил, что если в политике постоянно занимаются решением проблемы «добра и зла», то хоть  Церковь и стала «поливариантной и полицентричной», Она  «не принимает ничью позицию, Она лишь может прокомментировать «доминанты».  При этом пора перестать относится к Церкви, как «совокупности людей в рясах», а начать видеть в ней как священнослужителей, так и мирян и, соответственно взаимодействовать с ней через разнообразное православное гражданское действие.  Особенно это касается представителей СМИ, которые, вольно или невольно, пытаются, как блестяще подметил основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов,  «воцерковить политику» вместо того, чтобы выступать разумными инициаторами диалога между Церковью и обществом.

Нельзя также обвинять Церковь в бездействии, мол, в стране такое творится, а Церковь молчит. «Церковь – это народная совесть, которая всегда говорит о том, что волнует народ. И говорит первой, а не когда Ее попросят», - сказал отец Всеволод и добавил: «Церковь не готова участвовать в гражданском противостоянии. Она никогда не будет с теми, кто стремится разрушить гражданский мир».  


 

25 января 2012 г. 00:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи