iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Новости
25 января 2012 г. 00:58
версия для печати версия для печати

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь стала поливариантной и полицентричной

Оживленной дискуссией обернулся семинар «Церковь вне политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период»,  проходивший 24 января в конференц-зале Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.  Собравшиеся обсуждали вопрос участия Церкви в политической жизни страны. 

Ни для кого не секрет, что декабрьские события всколыхнули общественность. О митинге на Болотной площади не говорил только ленивый.  Когда же бесконечные рассуждения  о «честных выборах», аресте Навального и выступлениях Чурова набили оскомину, подняли вопрос  общественно-политической позиции Церкви и Ее оценке происходящего.  

Как справедливо заметил  Председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, «за последние несколько лет понимание того, что такое Церковь, и что такое ее общение с государством и светским обществом, решительно изменилось. И главная причина этих изменений в том, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы.  Люди перестали бояться говорить».  

Хорошо это или плохо, судить не нам, однако,  нельзя не замечать тот факт, что  даже во внутрицерковных дискуссиях зачастую стирается грань между «раскрепощенностью» и «разболтанностью», а за пределами Церкви порой и вовсе не заботятся о соблюдении элементарных этических норм.  Поэтому неудивительно, что встреча протоиерея Чаплина с известным блоггером Алексеем Навальным вызвала такой резонанс. Так уж повелось, что степень «православности» Церкви оценивается по Ее политическим позициям, такой вот, если хотите, детский подход – если Она поддерживает «хороших», то и мы Ее поддержим, а уж если Она против «наших», то, увольте, умываем руки и начинаем критиковать, оскорблять и осуждать, причем так, походя…  И как-то забываем, что, позволю себе процитировать  публициста Сергея Кудеева, «политические убеждения должны формироваться Евангелием, которое нам следует проповедовать в условиях нынешней политической напряженности».

Отец  Всеволод объяснил, что если в политике постоянно занимаются решением проблемы «добра и зла», то хоть  Церковь и стала «поливариантной и полицентричной», Она  «не принимает ничью позицию, Она лишь может прокомментировать «доминанты».  При этом пора перестать относится к Церкви, как «совокупности людей в рясах», а начать видеть в ней как священнослужителей, так и мирян и, соответственно взаимодействовать с ней через разнообразное православное гражданское действие.  Особенно это касается представителей СМИ, которые, вольно или невольно, пытаются, как блестяще подметил основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов,  «воцерковить политику» вместо того, чтобы выступать разумными инициаторами диалога между Церковью и обществом.

Нельзя также обвинять Церковь в бездействии, мол, в стране такое творится, а Церковь молчит. «Церковь – это народная совесть, которая всегда говорит о том, что волнует народ. И говорит первой, а не когда Ее попросят», - сказал отец Всеволод и добавил: «Церковь не готова участвовать в гражданском противостоянии. Она никогда не будет с теми, кто стремится разрушить гражданский мир».  


 

25 января 2012 г. 00:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи