iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Новости
25 января 2012 г. 00:58
версия для печати версия для печати

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь стала поливариантной и полицентричной

Оживленной дискуссией обернулся семинар «Церковь вне политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период»,  проходивший 24 января в конференц-зале Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.  Собравшиеся обсуждали вопрос участия Церкви в политической жизни страны. 

Ни для кого не секрет, что декабрьские события всколыхнули общественность. О митинге на Болотной площади не говорил только ленивый.  Когда же бесконечные рассуждения  о «честных выборах», аресте Навального и выступлениях Чурова набили оскомину, подняли вопрос  общественно-политической позиции Церкви и Ее оценке происходящего.  

Как справедливо заметил  Председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, «за последние несколько лет понимание того, что такое Церковь, и что такое ее общение с государством и светским обществом, решительно изменилось. И главная причина этих изменений в том, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы.  Люди перестали бояться говорить».  

Хорошо это или плохо, судить не нам, однако,  нельзя не замечать тот факт, что  даже во внутрицерковных дискуссиях зачастую стирается грань между «раскрепощенностью» и «разболтанностью», а за пределами Церкви порой и вовсе не заботятся о соблюдении элементарных этических норм.  Поэтому неудивительно, что встреча протоиерея Чаплина с известным блоггером Алексеем Навальным вызвала такой резонанс. Так уж повелось, что степень «православности» Церкви оценивается по Ее политическим позициям, такой вот, если хотите, детский подход – если Она поддерживает «хороших», то и мы Ее поддержим, а уж если Она против «наших», то, увольте, умываем руки и начинаем критиковать, оскорблять и осуждать, причем так, походя…  И как-то забываем, что, позволю себе процитировать  публициста Сергея Кудеева, «политические убеждения должны формироваться Евангелием, которое нам следует проповедовать в условиях нынешней политической напряженности».

Отец  Всеволод объяснил, что если в политике постоянно занимаются решением проблемы «добра и зла», то хоть  Церковь и стала «поливариантной и полицентричной», Она  «не принимает ничью позицию, Она лишь может прокомментировать «доминанты».  При этом пора перестать относится к Церкви, как «совокупности людей в рясах», а начать видеть в ней как священнослужителей, так и мирян и, соответственно взаимодействовать с ней через разнообразное православное гражданское действие.  Особенно это касается представителей СМИ, которые, вольно или невольно, пытаются, как блестяще подметил основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов,  «воцерковить политику» вместо того, чтобы выступать разумными инициаторами диалога между Церковью и обществом.

Нельзя также обвинять Церковь в бездействии, мол, в стране такое творится, а Церковь молчит. «Церковь – это народная совесть, которая всегда говорит о том, что волнует народ. И говорит первой, а не когда Ее попросят», - сказал отец Всеволод и добавил: «Церковь не готова участвовать в гражданском противостоянии. Она никогда не будет с теми, кто стремится разрушить гражданский мир».  


 

25 января 2012 г. 00:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00