iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Во время пленарного заседания
25 октября 2018 г. 15:58
версия для печати версия для печати

На IV международном форуме «Религия и мир» обсудили проблемы сосуществования религии и цифрового общества

Сегодня в российской столице завершился IV международный форум «Религия и мир», прошедший на этот раз под названием «Религия и цифровое общество». Основные заседания и обсуждения в рамках форума состоялись вчера, 24 октября. После прозвучавших от лица федеральных и городских органов власти приветствий выступивший с содокладом митрополит Казанский и Татарстанский Феофан предложил аудитории поразмышлять над вопросом, готов ли современный человек, в особенности молодой, правильно воспользоваться широкими возможностями, предоставляемыми цифровым миром.

Оратор подробно разобрал недавнюю трагедию в Керчи и высказал убеждение, что покончивший с собой террорист как знания по изготовлению бомбы, так и умения стрелять почерпнул в интернете. «Откуда у него бацилла человеконенавистничества? Из интернета, это цифровое «достижение». Там все это в свободном доступе, - продолжил Высокопреосвященный Феофан. - Конечно, там есть и много доброго. Но человеческая цивилизация не впервые сталкивается с тем, что нравственное развитие не успевает за техническими достижениями». Развивая этот тезис, выступавший предложил российским законодателям подумать о запрете анонимного присутствия в интернете.

«В виртуальном пространстве зло сегодня доминирует, - считает президент Международного общественного фонда единства православных народов Валерий Алексеев. - Исходя из каких же критериев сегодня предлагается формировать будущую систему ценностей в этой области? Часто можно услышать, что из так называемых универсальных: мол, в этом смысле виртуальная среда стерильна, и потому она годится для любых разумных гуманных инициатив. Но, во-первых, такой тезис весьма лукав: универсальные ценности без либеральной «подошвы» нежизнеспособны. Во-вторых, на практике о стерильности говорить не приходится, она уже давно уступила место релятивизму: и то, и это хорошо. А вон то? Плохо? Да, но плохо для него — а для меня хорошо».

Самой собой, в такой дефиниции места для понятий греха и греховности не остается. Если не все государство, то по крайней мере представители академической российской науки начинают это понимать. Правда, пока это осознание выражается в форме пропаганды необходимости защиты общественных институций от возможной агрессии посредством глобальных информационных технологий (как извне, так и изнутри — со стороны хакеров или террористов). Различным аспектам цифрового суверенитета России были посвящены выступления завкафедрой информационно-аналитических систем МИЭМ НИУ ВШЭ д.т.н. Александра Шмида, замдиректора по научной работе Института проблем информатики РАН д.т.н. Владимира Будзко, руководителя центра методологии социологических исследований Института социологии РАН к.ф.н. Михаила Косолапова.

Кроме того, на секционных заседаниях форума выступили ученые, политики, журналисты и служители различных религиозных конфессий из Греции, Армении, Палестины, Сирии, Кипра, Словакии и Казахстана. Принятая участниками форума резолюция констатирует острую необходимость сетевой миссии нового формата для представителей всей традиционных религий и декларирует насущность более широкого присутствия в интернете церковно-социальных проектов и служб милосердия.

Отчет с форума читайте в 11-м, ноябрьском номере "Журнала Московской Патриархии"

25 октября 2018 г. 15:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00