выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
фото nnm.ru
25 января 2013 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Подготовка учителей ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования

В рамках XXI Рождественских чтений в Общественной палате состоялся круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». В нем приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, священники, ученые, чиновники и преподаватели.

Участники мероприятия сразу обозначили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в ходе введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Далеко не всегда соблюдается принцип свободы выбора родителями одного из шести блоков ОРКСЭ. Родителей не всегда приглашают на собрание, где им ясно объясняется, что будет преподаваться в каждом из блоков. Кроме того, известны случаи, когда учителя и классные руководители проводят такие родительские собрания под давлением администрации муниципальной системы образования, требующей выбора определенного блока», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также немало фактов, когда родителей вообще не спрашивают, какой предмет они выбрали бы для своего ребенка, а заранее закупаются учебники и методические материалы, например, по предмету основ светской этики. Мотивируют тем, что Россия — светское государство, и Церковь отделена от государства. Хотя светскость не синоним атеизма, а свобода выбора вероисповедания. Еще один аргумент: многие поколения выросли в атеистическом обществе и идеальным было бы преподавание именно светской этики.

Очевидно аналогичными причинами объясняется и низкий процент выбравших курс ОПК там, где по логике он должен быть намного больше, например, в Ставропольскм крае, где число желающих изучать ОПК оказалось всего 20%. В этой цифре усомнился правящий архиерей (на тот момент епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан), предполагая, что в кореном казачьем регионе цифра не совпадает с действительностью. Он попросил губернатора провести опрос повторно. В результате число желающих изучать ОПК увеличилось до 75%.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоирей Сергий Рыбаков (Рязань, здесь блок ОПК выбрали 70% учащихся) нашел для родителей эффективный способ убеждения, чем вреден для детей курс истории мировых религиозных культур. «Это прямой путь вашего ребенка в секту, - объясняет он родителям, - ведь из него следует, что все религии равны, все ведут к Богу. И попробуй с таким подходом что-нибудь возразить иеговистам или саентологам».

Еще одна проблема — хрестоматийная. Это подготовка кадров для преподавания Основ православной культуры. О ней говорили многие выступающие, предупреждая, что формальное изложение текста учебника принесет больше вреда, чем пользы. Заниматься подготовкой учителей Основ православной культуры, по мнению представителя Федерального Института развития образования, должны те вузы, где есть кафедра теологии. Курс ОПК должен отвечать школьнику на волнующие его вопросы, уроки должны быть ярким и интересным, но никак не скучными. И 72 часа для подготовки преподавателя ОПК явно недостаточно, считают участники круглого стола. В Москве, по словам замруководителя городского Департамента образования Татьяны Васильевой, этот недостаток восполняется тем, что будущие преподаватели ОПК знакомятся с опытом преподавания ОПК в негосударственных православных школах. По мнению члена-корреспондента РАО Виктора Слободчикова подготовка учителя ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования.

Однако приобщать к правослвной культуре не только учителей, но и школьных директоров и завучей, считает министр образования Калиниградской области Анастасия Хребтова. С этой целью она специально организовала для них паломническую экскурсию в Калужскую область.

«В этом году мы уже конкретно обсуждали ключевые темы православного образования, — подводя итоги круглого стола сказал ЦВ митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. — Отмечено, что вопрос подготовки учителя ОПК и создание преподавателького сообщества в этой сфере должен стать первостепенным. У чиновников появилось понимание, что и семья должна быть включена в сферу духовного образования ребенка. Это и вопрос о необходимости непрерывности курса основ православной культуры вплоть до 11 класса. И, наконец, осознание идеи проведения масштабной межрегиональной конференции для преподавателей ОПК по обмену опытом, накопленым за 20 лет».

«Очень важно, что практическая работа по введению курса ОПК ведется во всех регионах. И если 2-3 года назад рассматривался вопрос, а нужна ли нам эта новая предметная область и к каким национальным бедствиям она приведет, то сейчас мы говорим уже о том, что нам нужно сделать для ее лучшего развития», — считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

 

25 января 2013 г. 11:30
Ключевые слова: ОПК, Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00