iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Новости
фото nnm.ru
25 января 2013 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Подготовка учителей ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования

В рамках XXI Рождественских чтений в Общественной палате состоялся круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». В нем приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, священники, ученые, чиновники и преподаватели.

Участники мероприятия сразу обозначили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в ходе введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Далеко не всегда соблюдается принцип свободы выбора родителями одного из шести блоков ОРКСЭ. Родителей не всегда приглашают на собрание, где им ясно объясняется, что будет преподаваться в каждом из блоков. Кроме того, известны случаи, когда учителя и классные руководители проводят такие родительские собрания под давлением администрации муниципальной системы образования, требующей выбора определенного блока», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также немало фактов, когда родителей вообще не спрашивают, какой предмет они выбрали бы для своего ребенка, а заранее закупаются учебники и методические материалы, например, по предмету основ светской этики. Мотивируют тем, что Россия — светское государство, и Церковь отделена от государства. Хотя светскость не синоним атеизма, а свобода выбора вероисповедания. Еще один аргумент: многие поколения выросли в атеистическом обществе и идеальным было бы преподавание именно светской этики.

Очевидно аналогичными причинами объясняется и низкий процент выбравших курс ОПК там, где по логике он должен быть намного больше, например, в Ставропольскм крае, где число желающих изучать ОПК оказалось всего 20%. В этой цифре усомнился правящий архиерей (на тот момент епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан), предполагая, что в кореном казачьем регионе цифра не совпадает с действительностью. Он попросил губернатора провести опрос повторно. В результате число желающих изучать ОПК увеличилось до 75%.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоирей Сергий Рыбаков (Рязань, здесь блок ОПК выбрали 70% учащихся) нашел для родителей эффективный способ убеждения, чем вреден для детей курс истории мировых религиозных культур. «Это прямой путь вашего ребенка в секту, - объясняет он родителям, - ведь из него следует, что все религии равны, все ведут к Богу. И попробуй с таким подходом что-нибудь возразить иеговистам или саентологам».

Еще одна проблема — хрестоматийная. Это подготовка кадров для преподавания Основ православной культуры. О ней говорили многие выступающие, предупреждая, что формальное изложение текста учебника принесет больше вреда, чем пользы. Заниматься подготовкой учителей Основ православной культуры, по мнению представителя Федерального Института развития образования, должны те вузы, где есть кафедра теологии. Курс ОПК должен отвечать школьнику на волнующие его вопросы, уроки должны быть ярким и интересным, но никак не скучными. И 72 часа для подготовки преподавателя ОПК явно недостаточно, считают участники круглого стола. В Москве, по словам замруководителя городского Департамента образования Татьяны Васильевой, этот недостаток восполняется тем, что будущие преподаватели ОПК знакомятся с опытом преподавания ОПК в негосударственных православных школах. По мнению члена-корреспондента РАО Виктора Слободчикова подготовка учителя ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования.

Однако приобщать к правослвной культуре не только учителей, но и школьных директоров и завучей, считает министр образования Калиниградской области Анастасия Хребтова. С этой целью она специально организовала для них паломническую экскурсию в Калужскую область.

«В этом году мы уже конкретно обсуждали ключевые темы православного образования, — подводя итоги круглого стола сказал ЦВ митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. — Отмечено, что вопрос подготовки учителя ОПК и создание преподавателького сообщества в этой сфере должен стать первостепенным. У чиновников появилось понимание, что и семья должна быть включена в сферу духовного образования ребенка. Это и вопрос о необходимости непрерывности курса основ православной культуры вплоть до 11 класса. И, наконец, осознание идеи проведения масштабной межрегиональной конференции для преподавателей ОПК по обмену опытом, накопленым за 20 лет».

«Очень важно, что практическая работа по введению курса ОПК ведется во всех регионах. И если 2-3 года назад рассматривался вопрос, а нужна ли нам эта новая предметная область и к каким национальным бедствиям она приведет, то сейчас мы говорим уже о том, что нам нужно сделать для ее лучшего развития», — считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

 

25 января 2013 г. 11:30
Ключевые слова: ОПК, Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00