iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Новости
фото nnm.ru
25 января 2013 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Подготовка учителей ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования

В рамках XXI Рождественских чтений в Общественной палате состоялся круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». В нем приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, священники, ученые, чиновники и преподаватели.

Участники мероприятия сразу обозначили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в ходе введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Далеко не всегда соблюдается принцип свободы выбора родителями одного из шести блоков ОРКСЭ. Родителей не всегда приглашают на собрание, где им ясно объясняется, что будет преподаваться в каждом из блоков. Кроме того, известны случаи, когда учителя и классные руководители проводят такие родительские собрания под давлением администрации муниципальной системы образования, требующей выбора определенного блока», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также немало фактов, когда родителей вообще не спрашивают, какой предмет они выбрали бы для своего ребенка, а заранее закупаются учебники и методические материалы, например, по предмету основ светской этики. Мотивируют тем, что Россия — светское государство, и Церковь отделена от государства. Хотя светскость не синоним атеизма, а свобода выбора вероисповедания. Еще один аргумент: многие поколения выросли в атеистическом обществе и идеальным было бы преподавание именно светской этики.

Очевидно аналогичными причинами объясняется и низкий процент выбравших курс ОПК там, где по логике он должен быть намного больше, например, в Ставропольскм крае, где число желающих изучать ОПК оказалось всего 20%. В этой цифре усомнился правящий архиерей (на тот момент епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан), предполагая, что в кореном казачьем регионе цифра не совпадает с действительностью. Он попросил губернатора провести опрос повторно. В результате число желающих изучать ОПК увеличилось до 75%.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоирей Сергий Рыбаков (Рязань, здесь блок ОПК выбрали 70% учащихся) нашел для родителей эффективный способ убеждения, чем вреден для детей курс истории мировых религиозных культур. «Это прямой путь вашего ребенка в секту, - объясняет он родителям, - ведь из него следует, что все религии равны, все ведут к Богу. И попробуй с таким подходом что-нибудь возразить иеговистам или саентологам».

Еще одна проблема — хрестоматийная. Это подготовка кадров для преподавания Основ православной культуры. О ней говорили многие выступающие, предупреждая, что формальное изложение текста учебника принесет больше вреда, чем пользы. Заниматься подготовкой учителей Основ православной культуры, по мнению представителя Федерального Института развития образования, должны те вузы, где есть кафедра теологии. Курс ОПК должен отвечать школьнику на волнующие его вопросы, уроки должны быть ярким и интересным, но никак не скучными. И 72 часа для подготовки преподавателя ОПК явно недостаточно, считают участники круглого стола. В Москве, по словам замруководителя городского Департамента образования Татьяны Васильевой, этот недостаток восполняется тем, что будущие преподаватели ОПК знакомятся с опытом преподавания ОПК в негосударственных православных школах. По мнению члена-корреспондента РАО Виктора Слободчикова подготовка учителя ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования.

Однако приобщать к правослвной культуре не только учителей, но и школьных директоров и завучей, считает министр образования Калиниградской области Анастасия Хребтова. С этой целью она специально организовала для них паломническую экскурсию в Калужскую область.

«В этом году мы уже конкретно обсуждали ключевые темы православного образования, — подводя итоги круглого стола сказал ЦВ митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. — Отмечено, что вопрос подготовки учителя ОПК и создание преподавателького сообщества в этой сфере должен стать первостепенным. У чиновников появилось понимание, что и семья должна быть включена в сферу духовного образования ребенка. Это и вопрос о необходимости непрерывности курса основ православной культуры вплоть до 11 класса. И, наконец, осознание идеи проведения масштабной межрегиональной конференции для преподавателей ОПК по обмену опытом, накопленым за 20 лет».

«Очень важно, что практическая работа по введению курса ОПК ведется во всех регионах. И если 2-3 года назад рассматривался вопрос, а нужна ли нам эта новая предметная область и к каким национальным бедствиям она приведет, то сейчас мы говорим уже о том, что нам нужно сделать для ее лучшего развития», — считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

 

25 января 2013 г. 11:30
Ключевые слова: ОПК, Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30