В ОВЦС состоялся трехдневный семинар для священников, православных психологов, социальных работников и педагогов на тему «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жесткого обращения с детьми».
Как сообщила ЦВ организатор семинара и сотрудник ОВЦС Маргарита Нелюбова, тема домашнего насилия появилась в повестке дня семинаров Отдела примерно 3 года назад. «Домашнее насилие , к сожалению, повседневное явление нашей жизни. Церковь должна, используя свой моральный авторитет, искать пути решения этой проблемы, помогая семье в конфликтных ситуациях, укрепляя ее и поддерживая, - отметила Маргарита Нелюбова. - Поэтому священнику, приходским социальным работникам, занимающимся этой темой, нужно прежде всего научиться диагностировать насилие или кризис в семье, обладать необходимым инструментарием и знаниями как помочь. Но вместе с этим и понимать, до какой степени можно вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи. Об этом мы и говорим на наших семинарах».
В рамках программы с участниками семинара встретился ректор Института Христианской Психологии протоиерей Андрей Лоргус. Добавив к уже известным видам семейного насилия (физическое, сексуальное, эмоциональное, психологическое) еще и религиозное, отец Андрей предположил, что именно семейное насилие, пережитое в детстве, является одной из причин долгого не вступления в брак молодых мужчин или женщин. Формами религиозного насилия, по его мнению, например, может быть принуждение родителями маленького ребенка к исповеди после неблаговидного проступка. Или самооправдание мужем психологического давления на жену хрестоматийной фразой «да убоится жена мужа своего»(Еф, 5:33). По словам священника, самый распространенный вид семейного насилия именно психологическое. Его трудно доказать и диагностировать и, как правило, человеку его совершающему, всегда можно оправдаться. По оценке американских специалистов оно страшней, чем сексуальное и физическое насилие, поскольку имеет более разрушающие для личности человека воздействие. «Особенность в том, что ребенок может не осознавать, что над ним совершается психологическое насилие, - пояснил священник. - Ребенок сыт, обут, одет, ходит в школу, гуляет,у него даже есть планшет. Но его могут постоянно попрекать или не говорить с ним три дня. И для него бытие в семье становится адом. Хотя он и не думает об этом, а узнает через тридцать лет, столкнувшись с проблемами и обратившись к психологу. Многие родители даже не задумываются о том, что совершают психологическое насилие».
Одна из причин насилия в семье — присутствие разных форм насилия в обществе. Если, допустим, отец или мать постоянно вынуждены терпеть унижение на работе, и не могут адекватно ответить, накопленное раздражение и агрессия выливается на домочадцев. То есть происходит перенос агрессии из социальной среды в семью. Другая причина, неудовлетворенность своим супругом, когда один из двоих,вступая в брак, последовал поговорке «стерпится-слюбится». «По моему опыту эта поговорка в браке не работает»,- подчеркнул отец Андрей. Еще одна причина — случай, когда семейная пара, вступившая в брак по любви, но утратившая эмоциональную близость, не привыкла, не хочет, боится или не знает как говорить о своих чувствах. При этом внешне она может выглядеть вполне благополучной семьей.
Какую помощь, какой выход может предложить Церковь семье?
Отец Андрей отметил, что несмотря на то, что Церковь всегда относилась к семейному насилию как к преступлению, однако на протяжении веков никаких документов на эту тему выработано не было. Это еще только предстоит сделать. По словам Маргариты Нелюбовой такой документ сейчас готовится в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.
Но что может сделать сегодня приходской священник, который сталкивается с проблемой семейного насилия среди своих прихожан. «Прежде всего понимать, что всякое использование манипуляций, психологического давления или насилия — это не любовь, а ненависть, - сказал отец Андрей. - Но если мы говорим, что оба любят друг друга, то речь идет о проявлении страсти (что в психологии называется комплексом или неврозом). Следовательно, в этом случае преодоление причин домашнего насилия - это прежде всего борьба с теми страстями, которые толкают человека к насилию. С этой точки зрения понятно, что насилие — преступление, и борьба с ним - часть общей аскетической духовной работы христианина над собой. а для пастырей - это часть общедуховной церковной пастырской работы.
Мы можем ставить вопрос, как построить работу, чтобы люди научились хоть как то преодолевать свои гнев, злость в семье или в храме. «Я редко слышу, чтобы каялись в раздражительности. Вообще, свои эмоции очень мало люди анализируют. Создается впечатление что это не духовная работа, что эмоциями занимается психолог. Но это не так. И если мы говорим о духовной борьбе со страстями, в частности, с гневом и злобой, то должны говорить и о других страстях, которые приводят к ненависти, злобе, гневу, раздражительности», - отметил священник. Работа с гневом, злостью и даже обидой — это часть общей работы со страстями, и относится не только к психологической, но и духовной тематике, убежден священник. Он рассказал, что на это обращают внимание и светские специалисты. Так, недавно в Российском православном университете состоялись лекция и семинар кандидата психологических наук, профессоры кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ Татьяны Гавриловой на тему: «О гневе, как с ним бороться».
В семинаре приняли участие 22 человека из Уфимской, Владимирской, Санкт-петербургской, Брянской, Челябинской, Ростовской и Московской епархий.