iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новости
С докладом выступает протоиерей Георгий Ореханов
14 ноября 2017 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Посвященная столетию Поместного Собора международная научная конференция открылась в Москве

Вчера, 13 ноября, в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Московском епархиальном доме открылась представительная научная конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи», в которой помимо отечественных ученых принимают участие исследователи из Франции, Италии и Ватикана. Открывая пленарное заседание форума, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев поделился с аудиторией собственным осмыслением церковно-исторического значения Собора 1917-1918 гг. как явления, оставившего глубочайший след в духовном пространстве.

«С одной стороны, Собор несомненно уникален – и по длительной, растянувшейся на 11 лет подготовке, и по демократичности избрания делегатов, и по свободе обсуждения вопросов. Никогда собрания такой полноты в Русской Церкви не существовало и неизвестно, произойдет ли в будущем, - подчеркнул оратор. – Тем не менее, среди научных оценок соборных деяний одно из самых распространенных суждений таково: воплотиться в жизнь решениям соборян суждено не было, вся их работа за исключением воссоздания патриаршества и избрания Предстоятеля прошла вхолостую. Кстати, это мнение – один из серьезных аргументов противников организации подобных соборов, считающих, что обладающие высшей властью в Церкви собрания верующих следует проводить энергичнее, быстрее и эффективнее.

Но есть и другие мнения. И дело тут не только в значении самого по себе восстановления патриаршества на Руси и в востребованности соборных решений в зарубежной Церкви. Мне кажется, один из главнейших результатов Собора, который нельзя было спрогнозировать, включив в предварительную повестку дня – внутреннее духовное объединение Русской Церкви перед наступавшим гонением. Это вдохновение на подвиг было не плодом одним лишь человеческих усилий, но и благодати Божией. Ведь в начале своей деятельности Собор представлялся очень разнородной массой, составлявшие которую люди в большинстве были ангажированы теми или иными политическими интересами. Скепсис по поводу их маловероятного объединения, вдохновения общими целями повторял опасения государя императора Николая II, не видевшего возможности провести именно тот Собор, которого ждала Церковь. Но, как пишет в мемуарах митрополит Вениамин (Федченков), довольно скоро все соборяне почувствовали веяние другого Духа, ощутив именно духовный смысл происходивших событий. Происходит видимое упорядочение соборного процесса, он на глазах становится все более монолитным. Тем самым он предваряет то, что вскоре произойдет со всей Русской Церковью. Вдохновение православных на массовый подвиг мученичества началось именно отсюда. На мой взгляд, в этом зале формировалось то духовное воинство новых мучеников, которое было возглавлено Патриархом Тихоном и которое вышло навстречу «адскому» гонению. Это, мне кажется, величайшее достижение, когда Собор действительно стал «органом» Духа Святаго, когда Собор действительно говорил, вдохновляемый благодатью Божией. Среди соборян сейчас почти полсотни человек причислены к лику святых. Слава Богу, теперь материалы Собора стали доступны. В течение многих десятилетий, почти целого века, основная масса материалов хранилась в закрытых архивах, и хотя некоторые деяния были опубликованы в первые годы, но всю работу Собора все же представить было нелегко. Предстоит еще большая работа, для того чтобы все это по-настоящему осознать, оценить и, может быть, многому можно будет научиться. Хотелось бы, чтобы этот Собор продолжал бы объединять и вдохновлять нашу Церковь».

Доктор церковной истории, проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов в своем сообщении «Статистика Поместного Собора 1917-1918 гг. как источник анализа русского религиозного кризиса», базирующемся на предоставленной Центральным архивом ФСБ РФ аналитической записке Собору (датированной августом 1918 года), делает аргументированный вывод: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в крайне сложном положении. «Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от своих храмов, миллионы людей, в том числе миллионы детей, не имели возможности получить как общее начальное образование, так и начальные представления о Боге, Библии, таинствах и молитвах, - подчеркнул докладчик. – С большой вероятностью, эти люди и эти дети в скором времени станут довольно легкой добычей агитаторов-популистов, воспользовавшихся ситуацией войны и обострения внутриполитического положения в России после февраля 1917 г. Именно эти обстоятельство должно было стать предметом обсуждения на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако очевидно, что статистическая записка, о которой сегодня шла речь, на Соборе уже не могла быть обсуждена. События стремительно развивались, и скоро представленная на Соборе статистика становится уже неактуальной».

В свою очередь, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Алексей Беглов в своем докладе обратил внимание на то, что Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. регулярно обращался к наследию предшествующих дискуссий, прежде всего - Предсоборного присутствия 1906 года.

Докладчик выделил две ключевые экклезиологические модели, вошедшие в интеллектуальный багаж Российской Церкви, к которому обращался Священный Собор 1917-1918 гг.: «По терминологии современников, речь шла об «общественной» модели, в которой акцент делался на обществе верующих, и «институтной», в которой доминировал иерархический принцип, и о попытке их синтеза, предпринятой Николаем Кузнецовым. Последний видел Церковь только в единстве этих двух начал, так как это единство несет на себе отпечаток сущностного для Церкви религиозного процесса – встречи Бога и человека. Экклезиологическая программа, начертанная Николаем Дмитриевичем, оказалась той парадигмой, в рамках которой действовал Собор 1917-1918 гг., как это следует из результатов его работы».

В первый день работы конференции провела свою работу секция, посвященная институту церковного Собора на Востоке и Западе. На ней выступили ученые из Московского государственного университета, Института всеобщей истории и института философии Российской академии наук, Высшей школы экономики, Православного ПСТГУ и Лионского университета. Завершит работу конференция в четверг 16 ноября.

14 ноября 2017 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00