выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
При подготовке ко Дню Победы энтузиасты используют накопленный опыт... (фото с сайта www.station.ru)
2 мая 2012 г. 15:06
версия для печати версия для печати

Сталин на автобусе: консолидация общества или его раздробление?

Инициативная группа "Автобус Победы – 2012" объявила о финальном этапе подготовки к масштабной пропагандистской акции, намеченной в мае в трех десятках городов России и ближнего зарубежья. "Народный комиссариат исторической достоверности", как называют сами себя эти люди, собирается украсить общественный транспорт многочисленными портретами генералиссимуса Сталина и рассчитывает, что это послужит консолидации общества на платформе его идеологического единения. Но не ошибается ли он в этом, причем весьма жестоко?

Меж идеологией и технологией

В упертой последовательности "комиссариату" не откажешь. Призывая от имени народа профинансировать акцию, его знаменосцы выкладывают в Сети написанные высоким штилем и исполненные в стиле имперской риторики манифест за манифестом. "Отмечать годовщину Победы над фашизмом, обходя молчанием заслуги Сталина – все равно что отмечать двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года, замалчивая личности Кутузова, Барклая де Толли и Александра I", - считает один из "наркомов" Виктор Логинов. Если говорить о мотивации, больше всего, судя по его словам, Виктора беспокоит отсутствие в России позитивной государственной идеологии.

Уже собрана примерно половина средств, необходимых для покрытия общей сметы объемом около 400 тыс. руб. В основном добровольцы перечисляют по тысяче рублей. Причем речь идет о поистине глобальном характере рекламной кампании. В списке городов, где, по уверениям координационного комитета, налицо не просто последователи, но опытные активисты, у которых уже достигнуты реальные договоренности с работающими на рынке наружной рекламы фирмами – больше трех десятков позиций от Калининграда до Владивостока, в том числе Киев, Севастополь, Минск, Таллин и Рига.

"Технология простая, - рассказывает координатор акции в Европейской части страны Алексей Рерих. – На собранные средства мы приобретаем рекламные места на наружных поверхностях автобусов, а также заказываем изготовление самих изображений и их оклейку. Арендуем площади на месяц. Судя по нашему опыту, кое-где их удалят, грубо попирая при этом Закон о рекламе, гораздо раньше. Но если автобусы Победы проездят хотя бы в течение одного дня, нас это вполне устроит".

Война была священной, и память о победе тоже должна быть священной

У настоятеля Храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы отношение к войне во многом личное. Его родной отец, Глеб Каледа (впоследствии протоиерей) прошел всю войну от Волхова до Кенигсберга, а самого Кирилла родители назвали в честь родного дяди, погибшего 30 марта 1945 года, когда тот поднимал взвод в атаку.

"Да, надо отдать должное Сталину, не оставившему Москву осенью 1941 года и лично напутствовавшему уходившие на фронт войска, что, безусловно, подняло их дух, - считает отец Кирилл. – Но при этом хорошо бы не забывать, что разгром Красной Армии начался не в 1941 году, а раньше, причем отнюдь не нацистскими войсками. За четыре предшествовавших года две трети всего командного состава РККА было репрессировано, из-за чего войну мы встретили обескровленными. В результате за пять первых месяцев войны наши войска, имея некоторый перевес над противником по вооружениям, потеряли 18 тысяч самолетов, 25 тысяч танков, свыше 100 тысяч орудий и минометов. За тот же период смерть встретили 2,2 млн. советских солдат и офицеров, еще 3,8 млн. попали в плен.  Разве четырехкратные по сравнению с наступавшим противником потери в живой силе (хотя вообще-то по всем законам военной тактики обороняющаяся сторона теряет убитыми и ранеными примерно втрое меньше наступающей) не свидетельствуют о низком уровне руководства? Увы, первые полгода Великой Отечественной войны не отрезвили Верховного Главнокомандующего. По воспоминаниям маршала Василевского, руководившего в 1942 году Генеральным Штабом, большинство высших офицеров нашей армии было в тот момент против наступательных операций, считая их неподготовленными. Но Сталин настоял на Харьковской наступательной операции, отстранив Генштаб от руководства, к тому же поставил перед войсками явно волюнтаристскую задачу освободить от захватчиков всю советскую территорию к концу 1942 года. В результате дело закончилось трагическим для нашей армии котлом, где советские потери составили 270 тыс. чел., а немецкие – 20 тыс., после чего РККА вынуждена была, называя вещи своими именами, бежать до Сталинграда".

По словам отца Кирилла, подавляющее большинство православных Советского Союза в те страшные годы воспринимало войну и такое огромное количество погибших соотечественников как Божию кару, обрушившуюся на народ из-за забвения веры и массового разрушения храмов. "И чтобы ни у кого не возникало искушения массово тиражировать портреты тирана, на совести которого миллионы жизней, нужно постоянно пробуждать народную память – разумеется, нисколько не обижая при этом ветеранов-фронтовиков, которых у нас так мало осталось, - считает священник. – А Победа в войне – это победа всего нашего народа, дарованная Богом, и память о ней должна быть священной. Очень хорошо, что по инициативе Патриарха Алексия II 9 Мая стало в нашей Церкви днем поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны, а нынешний Святейший Патриарх Кирилл эту традицию поддерживает и развивает".

Цензура и административный ресурс

Нынешняя попытка "сталинизации" городских автобусов – четвертая по счету. Дебютировала эта весьма своеобразная идея два года назад во время 65-летия Великой Победы в Санкт-Петербурге. "Премьера" ограничилась единственным плакатом на одном автобусе 187-го маршрута, разукрашенном и выпущенном на линию, как признается Рерих, владельцем транспортного средства на свой страх и риск. Больше суток генералиссимус по северной столице не проездил: на следующий день его демонтировали возмущенные активисты местной молодежной организации "Яблоко".

Годом позднее активисты начали готовиться заранее и смогли загодя арендовать рекламные места в нескольких российских городах, где на улицы вышло в общей сложности около двадцати "сталинобусов". Впрочем, Москву и Санкт-Петербург сия чаша миновала. "На муниципальном транспорте противники задействовали административный ресурс, а на частном срабатывает цензура", - пожаловался Рерих корреспонденту "ЦВ".

Что имеется в виду? "Столичным правительством утверждена Концепция праздничного оформления города ко Дню Победы, - объяснила "ЦВ" руководитель пресс-службы предприятия "Мосгортранс" Елена Демченко. – Весь наш транспорт в этот период будет украшаться в соответствии с данным документом, а там ничего подобного не значится".

"Это тиран, на совести которого миллионы загубленных жизней"

Самым же значительным своим достижением "сталинобусовцы" считают запуск в ноябре прошлого года к 70-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года нескольких маршруток, украшенных портретом Иосифа Виссарионовича на фоне уходящих с Красной площади на фронт войсковых колонн. Правда, случилось это не в Москве, а в Волгограде, где несколько машин проездили по 260-му  маршруту с подобной рекламой в течение полугода. В Управлении транспорта и коммуникаций Волгоградской области корреспонденту "ЦВ" сообщили, что данные единицы подвижного состава находятся в частной собственности, а об акции "Автобус Победы – 2012" "слышат впервые".

"Массовое появление портретов Сталина на автобусах свидетельствует о невысокой духовной культуре определенной части нашего общества и об утрате им исторической памяти, - резюмирует отец Кирилл Каледа. – Конечно, имя Сталина по-прежнему ассоциируется у многих с главнокомандующим армии и первым лицом государства, одержавшими победу над фашизмом. Но люди забывают, что на совести этого человека – миллионы загубленных жизней как в мирное, так и в военное время. По официальным данным, представленным в 1991 году Прокуратурой и Министерством внутренних дел в Верховный Совет РФ, суммарное количество жертв сталинских репрессий составило 50 114 267 человек. В это число входят арестованные, раскулаченные, сосланные и расстрелянные люди. Если даже эта цифра несколько завышена, вспомним: в ней точно не учтены жертвы многочисленных массовых голодоморов, возникавших в Советском Союзе по вине властей. Только на Бутовском полигоне – в самом массовом месте казней Московского региона – в 1937-38 г.г. расстреляны 20 760 человек. По всей стране в те же годы  (также по официальным данным) репрессировано «антисоветских элементов» 1 575 259 человек, в том числе 681 692 казнены".

Наконец, усматривается в инициативе "народного комиссариата" еще одна нелепая несуразица, если не сказать сильнее. Среди реальных опасностей, угрожающих нашему обществу – его продолжающаяся фрагментация, растаскивание составляющих его групп, частей и отдельных индивидуумов по разным лакунам. Из немногих остающимися по-прежнему общенациональными символов, сплачивающих всех граждан России – День Победы. Теперь находятся доброхоты, раскалывающие людей и по отношению к этому святому празднику. И очень трудно поверить, будто делается это случайно, по недомыслию.

2 мая 2012 г. 15:06
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи