Сенсационное сообщение опубликовало англоязычное Интернет-СМИ «Новости православного христианства» («Orthodox Christian News»). Со ссылкой на статью на научно-популярном веб-портале LiveScience она утверждает об обнаружении старейшего из известных записанных Евангельских отрывков. Датируемый концом I века фрагмент содержит отрывок Евангелия от Марка.
Автор открытия — канадский профессор священной истории Нового Завета Крэйг Эванс (Craig Evans, Acadia Divinity College, Вулфвилль, Новая Шотландия) — анонсирует предстоящую во второй половине этого года официальную публикацию находки. Описанный Эвансом метод связан с широко распространенной в Египте первых веков по Р.Х. практикой мумификации, в соответствии с которой верхнюю часть забальзамированного трупа оборачивали в специальную маску и в таком виде захоранивали. Высшая знать (тем более фараоны) удостаивалась золотых масок, простолюдины же довольствовались папирусом. Однако даже этот материал в Древнем Египте был достаточно дорог, поэтому для изготовления масок использовали «макулатуру» - сложенный в несколько раз использованный писчий материал, наружные слои которого тщательно проклеивали и затем раскрашивали.
Методика распознавания содержащихся на таких фрагментах архаичных текстов основана на разработанном и опробованном в последние годы безвредном для чернил алгоритме «расклеивания» маски из папируса — растворения клея. Сама маска при этом фактически утрачивается, но ученые получают доступ к достаточно пространным древним записям. «Однако речь ни в коем случае не идет об имеющих историческую либо музейную ценность артефактах, - подчеркивает Эванс. - В некоторых случаях это просто куски картона».
По словам профессора, таким образом удалось обнаружить и идентифицировать сотни фрагментов различных текстов, датируемых I — III в.в. по Р.Х. - фрагментов древнегреческой классики (в т.ч. пересказов Гомера) и иногда снабженной датами деловой и личной переписки. При работе с одной из таких масок и был обнаружен фрагмент Евангелия от Марка. При помощи радиоуглеродного и палеографического (путем сличения типа письма с известными и уверенно датированными образцами данного периода) анализов, а также благодаря датировке других фрагментов в этой же маске он был отнесен к 90-м годам.
КОММЕНТАРИЙ. Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии: «Это открытие может укрепить позиции традиционной датировки записи синоптических Евангелий»
- Эванс — известный исследователь кумранских рукописей и Нового Завета. Его колоссальный авторитет среди библеистов говорит в пользу достоверности найденного папируса. Окончательно о данном открытии судить можно будет только после официальной публикации результатов. Однако уже сейчас можно сказать о важном значении находки для изучения Священного Писания Нового Завета. На протяжении последнего столетия самым древним новозаветным текстом считался элемент 52-го папируса из так называемой библиотеки Райленда (Rylands Library), приобретенный в 1920 г. на египетском рынке Бернардом Гренфеллом. Он содержит фрагмент текста евангелия от Иоанна 18:31-33, 37-38 и датируется около 125 г. На основании папируса 52 можно было однозначно утверждать: Евангелие от Иоанна написано не ранее данного периода. А с учетом того, что в Египте был найден не автограф (оригинал рукописи), а его позднейшая копия, Четвертое Евангелие уверенно датируется рубежом I — II вв., что хорошо согласуется с церковной традицией.
Та же церковная традиция относит написание первых трех (синоптических) Евангелий к периоду до момента разрушения Иерусалима и иерусалимского храма римлянами в 70 г. Такая датировка основана на внутреннем свидетельстве самого евангельского текста (где ничего не говорится о разрушении храма и не столь подробно и ярко, как в Евангелии от Иоанна, излагается полемика Господа Иисуса Христа с религиозными вождями еврейского народа), а также на сведениях авторов Церкви первых веков. Однако в XIX-XXI вв. указанная датировка неоднократно подвергалась сомнению и ревизии западными библеистами. Это происходило в русле скептического богословского движения, отвергавшего церковное отношение к тексту Нового Завета как богодухновенному и имеющему высокую историческую ценность. В случае, если датировка найденного в Египте в маске мумии фрагмента Евангелия от Марка 90-м годом (а в предварительных сообщениях упоминался даже период 80-90-х гг.) подтвердится, это будет означать: оригинал второго Евангелия записан несколькими десятилетиями раньше. Тем самым через археологический артефакт мы получим дополнительное подтверждение не только церковной традиции датировки второго Евангелия, но и основанному на ней традиционному толкованию.