iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
23 января 2012 г. 20:53
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл назвал ключевые задачи Церкви в сфере образования

23 января в Москве открылись XX Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году их тема: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Форум возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С докладами на пленарном заседании выступили представители Церкви, министерств образования и культуры, политики.

Примечательной чертой всех без исключения выступлений стала одна и та же мысль, многократно прозвучавшая в разных вариациях: российское общество не может эффективно развиваться без высших духовно-нравственных идеалов. Наиболее отзывчивы к восприятию духовных ценностей юные души. Поэтому особое внимание образовательных структур следует сосредоточить на детях и молодежи. В этом контексте Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «познавательная ценность просвещения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека». И особую роль тут играет православное просвещение. Поскольку, по словам докладчика, это способ нравственного оздоровления общества, достижения его устойчивости и выработки иммунитета ко многим социальным недугам. «Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано то нравственное поколение людей, которые будут способны руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями отличать добро от зла и правду от лжи», - отметил Святейший Патриарх Кирилл.

В подтверждение этой мысли, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко подчеркнула, что, в частности, проблема коррупции неразрешима только силовыми методами. По ее мнению, если произошло духовное ослабление общества и коррупция проникла во все его поры, то победить взяточничество можно только в сочетании усилий государства, общественных и религиозных институтов, в том числе и Русской Православной Церкви.

В этих условиях идея соработничества государства и Церкви в сфере образования и воспитания приобретает совершенно иное значение. И участие Церкви в работе над законопроектом «Об образовании» выглядит весьма органично. Но с другой стороны качество подготовки преподавателей предмета основ православной культуры так же должно быть организовано на высоком уровне. «Православные школы и гимназии должны быть лучшими по своему уровню образования в регионе, сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки, - отметил Святейший Патриарх. –  Должны быть созданы условия для постоянного профессионального роста учителей, а их аттестация по вероучительным предметам должна стать обязательной». Кроме того, среди ключевых задач, которые предстоит решить - обязательное участие Церкви в подготовке преподавателей по ОПК и в экспертизе учебников и пособий по этому предмету, что должно защитить курс от искажений. Необходимо так же создание правовой базы, которая гарантировала бы бюджетное финансирование православных общеобразовательных организаций. Такие поправки сейчас рассматриваются соответствующими государственными учреждениями. Кроме того, необходимо найти механизмы защиты православных образовательных организаций, определить их статус и значимость для Церкви на уровне архиерейского собора и Священного синода. «Православные школы создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни финансовые, ни бюрократические препятствия и сегодня мы должны им помочь», - отметил Святейший Патриарх.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий подробно рассмотрел основное содержание концепции образовательной и катехизической деятельности Русской Православной Церкви. Он, в частности отметил, что «Церковь в ответ на потребность общества в знаниях о сокровищах отечественной духовной культуры, стремится выстроить систему православного образования, опираясь на принципы открытости и доступности, системности и непрерывности. Православное образование призвано отвечать на вызовы времени, сохраняя связь с церковным преданием». Выступающий подробно остановился на итогах апробации курса Основ религиозной культуры и светской этики в средней общеобразовательной школе, которая, в частности, показала, что приобщение детей к духовным традициям не усиливает напряженность в обществе, а, напротив, способствует развитию взаимоуважения между народами.

«В основе построения стабильного развивающегося общества находится сознательный выбор мировоззрения каждым его членом, - считает архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, Председатель Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви. «Знание основ христианства позволит каждому человеку осмысленно выбирать свою жизненную позицию и формировать свое мировоззрение осознанно».

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, говорил о вызовах современного секуляризма, который стремится вытеснить даже упоминание о Боге из сферы общественного бытия. Однако отказ от религии приводит к устранению понятия греха, умения различать добро и зло и, в конечном счете, к нравственному релятивизму. Развивая мысль Святейшего Патриарха, докладчик уточнил, что провозглашение принципа относительности нравственных ценностей имеет своим следствием не освобождение личности, но утрату человеком подлинной свободы, ибо свобода есть способность человека направлять свою волю к добру или ко злу. Но «не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра». Только в религии существует представление об абсолютных нравственных ценностях, поэтому изучение основ религиозной культуры, воспитание молодого поколения в рамках традиционной для нашей страны христианской культуры позволяет человеку совершить осознанный выбор в пользу добра.

О практической реализации концепции воспитания свободной нравственной личности размышлял в своем выступлении епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий. По его словам, перед православным сообществом стоит задача не ограничивать проповедь абсолютных ценностей образовательным пространством средней школы, но распространить ее и на высшие учебные заведения. Сотрудничество с высшими учебными заведениями может осуществляться посредством усвоения и принятия разнообразных курсов в области таких дисциплин, как теология и религиоведение. Докладчик обратил внимание слушателей на то, что еще опыт Византии обнаружил плодотворность сотрудничества богословов и философов в исследовании глубин Божественной Премудрости. Этот опыт показывает, что вера и разум, философия и религия могут и должны взаимно обогатить друг друга. Вхождение религии в высшую школу откроет для молодежи новые горизонты формирования и развития мировоззренческих концепций и будет способствовать катехизации всего общества.

На форуме так же выступили блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, зам. министра образования Максим Дулинов, зам. министра культуры Андрей Бусыгин. Свое послание участникам Рождественских чтений направил Президент РФ Дмитрий Медведев.

Подводя некоторые итоги, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Рождественские чтения замечательный форум, на котором его участникам предоставляется возможность не только услышать много интересного и полезного о своей сфере деятельности, но и рассказать о своих наработках другим. Поэтому все самые ценные, яркие мысли не должны пропасть. Их необходимо отразить в итоговых документах Чтений. Только так, соборно можно успешно решать актуальные задачи, поставленные временем перед Церковью.

 

23 января 2012 г. 20:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00