выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
23 января 2012 г. 20:53
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл назвал ключевые задачи Церкви в сфере образования

23 января в Москве открылись XX Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году их тема: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». Форум возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С докладами на пленарном заседании выступили представители Церкви, министерств образования и культуры, политики.

Примечательной чертой всех без исключения выступлений стала одна и та же мысль, многократно прозвучавшая в разных вариациях: российское общество не может эффективно развиваться без высших духовно-нравственных идеалов. Наиболее отзывчивы к восприятию духовных ценностей юные души. Поэтому особое внимание образовательных структур следует сосредоточить на детях и молодежи. В этом контексте Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «познавательная ценность просвещения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека». И особую роль тут играет православное просвещение. Поскольку, по словам докладчика, это способ нравственного оздоровления общества, достижения его устойчивости и выработки иммунитета ко многим социальным недугам. «Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано то нравственное поколение людей, которые будут способны руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями отличать добро от зла и правду от лжи», - отметил Святейший Патриарх Кирилл.

В подтверждение этой мысли, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко подчеркнула, что, в частности, проблема коррупции неразрешима только силовыми методами. По ее мнению, если произошло духовное ослабление общества и коррупция проникла во все его поры, то победить взяточничество можно только в сочетании усилий государства, общественных и религиозных институтов, в том числе и Русской Православной Церкви.

В этих условиях идея соработничества государства и Церкви в сфере образования и воспитания приобретает совершенно иное значение. И участие Церкви в работе над законопроектом «Об образовании» выглядит весьма органично. Но с другой стороны качество подготовки преподавателей предмета основ православной культуры так же должно быть организовано на высоком уровне. «Православные школы и гимназии должны быть лучшими по своему уровню образования в регионе, сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки, - отметил Святейший Патриарх. –  Должны быть созданы условия для постоянного профессионального роста учителей, а их аттестация по вероучительным предметам должна стать обязательной». Кроме того, среди ключевых задач, которые предстоит решить - обязательное участие Церкви в подготовке преподавателей по ОПК и в экспертизе учебников и пособий по этому предмету, что должно защитить курс от искажений. Необходимо так же создание правовой базы, которая гарантировала бы бюджетное финансирование православных общеобразовательных организаций. Такие поправки сейчас рассматриваются соответствующими государственными учреждениями. Кроме того, необходимо найти механизмы защиты православных образовательных организаций, определить их статус и значимость для Церкви на уровне архиерейского собора и Священного синода. «Православные школы создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни финансовые, ни бюрократические препятствия и сегодня мы должны им помочь», - отметил Святейший Патриарх.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий подробно рассмотрел основное содержание концепции образовательной и катехизической деятельности Русской Православной Церкви. Он, в частности отметил, что «Церковь в ответ на потребность общества в знаниях о сокровищах отечественной духовной культуры, стремится выстроить систему православного образования, опираясь на принципы открытости и доступности, системности и непрерывности. Православное образование призвано отвечать на вызовы времени, сохраняя связь с церковным преданием». Выступающий подробно остановился на итогах апробации курса Основ религиозной культуры и светской этики в средней общеобразовательной школе, которая, в частности, показала, что приобщение детей к духовным традициям не усиливает напряженность в обществе, а, напротив, способствует развитию взаимоуважения между народами.

«В основе построения стабильного развивающегося общества находится сознательный выбор мировоззрения каждым его членом, - считает архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, Председатель Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви. «Знание основ христианства позволит каждому человеку осмысленно выбирать свою жизненную позицию и формировать свое мировоззрение осознанно».

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, говорил о вызовах современного секуляризма, который стремится вытеснить даже упоминание о Боге из сферы общественного бытия. Однако отказ от религии приводит к устранению понятия греха, умения различать добро и зло и, в конечном счете, к нравственному релятивизму. Развивая мысль Святейшего Патриарха, докладчик уточнил, что провозглашение принципа относительности нравственных ценностей имеет своим следствием не освобождение личности, но утрату человеком подлинной свободы, ибо свобода есть способность человека направлять свою волю к добру или ко злу. Но «не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра». Только в религии существует представление об абсолютных нравственных ценностях, поэтому изучение основ религиозной культуры, воспитание молодого поколения в рамках традиционной для нашей страны христианской культуры позволяет человеку совершить осознанный выбор в пользу добра.

О практической реализации концепции воспитания свободной нравственной личности размышлял в своем выступлении епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий. По его словам, перед православным сообществом стоит задача не ограничивать проповедь абсолютных ценностей образовательным пространством средней школы, но распространить ее и на высшие учебные заведения. Сотрудничество с высшими учебными заведениями может осуществляться посредством усвоения и принятия разнообразных курсов в области таких дисциплин, как теология и религиоведение. Докладчик обратил внимание слушателей на то, что еще опыт Византии обнаружил плодотворность сотрудничества богословов и философов в исследовании глубин Божественной Премудрости. Этот опыт показывает, что вера и разум, философия и религия могут и должны взаимно обогатить друг друга. Вхождение религии в высшую школу откроет для молодежи новые горизонты формирования и развития мировоззренческих концепций и будет способствовать катехизации всего общества.

На форуме так же выступили блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, зам. министра образования Максим Дулинов, зам. министра культуры Андрей Бусыгин. Свое послание участникам Рождественских чтений направил Президент РФ Дмитрий Медведев.

Подводя некоторые итоги, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Рождественские чтения замечательный форум, на котором его участникам предоставляется возможность не только услышать много интересного и полезного о своей сфере деятельности, но и рассказать о своих наработках другим. Поэтому все самые ценные, яркие мысли не должны пропасть. Их необходимо отразить в итоговых документах Чтений. Только так, соборно можно успешно решать актуальные задачи, поставленные временем перед Церковью.

 

23 января 2012 г. 20:53
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00