29 сентября в Новоспасском монастыре Святейший Патриарх Кирилл освятил шестнадцатитонный колокол, отлитый в честь 400-летия правления династии Романовых.
Колокол был отлит в г. Тутаеве Ярославской области на заводе Николая Шувалова по старинной технологии. Он положил начало формированию колокольного ансамбля Новоспасской обители. Предшественник гиганта был утрачен во время пожара 1812 года. Сбор средств на отливку «романовского» колокола велся более года.
После колокола Святейший Патриарх Кирилл освятил модель памятника «400-летие избрания на царствование династии Романовых» - скульптурную композицию с изображением царей Романовых — Михаила Феодоровича и страстотерпца Николая II.
Архитектор проекта памятника Алексей Михайлович Денисов рассказал «Церковному Вестнику» о трудностях, с которыми авторы столкнулись в работе над скульптурой: «Самым важным для нас было передать достоверность образа первого русского царя, Михаила Федоровича Романова. Это было не просто, о нем сохранилось очень мало информации, поэтому нам пришлось поездить, поискать - внимательно изучить все архивы».
После освящения скульптуры, Святейший Патриарх Кирилл в Спасо-Преображенском соборе возглавил Божественную литургию за которой молились «о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием, в вере христианского закона, управлявших страною нашею», при этом поименно были перечислены цари, императоры и императрицы Дома Романовых.
По окончании богослужения Святейший владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором напомнил, что Смутное время могло стать последним для русского народа, его искушения невозможно сравнить даже с игом татар, поскольку недруги требовали не податей, а пытались лишить народ силы духовной: «400 лет назад был избран на царство Михаил Федорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего таких событий было всего несколько, и Смутное время было страшнее, чем татарское иго. Потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная; и были брошены все силы, чтобы этого добиться.
Мы знаем, что успеху противника во многом сопутствовало предательство нашей элиты, которая, вступив в междоусобную брань во имя достижения своих целей — узких, личных, клановых, — готова была отречься от родины и предать веру. Но мы знаем также, что по милости Божией этого не случилось. Именно по милости Божией, потому что с точки зрения объективного анализа ситуации у России не было шанса выжить».
Святейший Патриарх обратил внимание, что и сегодня, забыв уроки прошлого, мы рискуем оказаться в тяжелом положении, ведь переживаемое ныне время мало чем отличается от прежнего: « И сегодня, с одной стороны, внешнее благополучие Церкви и желание некоторых жить только по этим внешним законам; но, с другой стороны, как близки опасности вокруг нас, связанные с возникновением нового безбожия, нового отрицания истории, нового радикального отрицания всего доброго, что пришло к нам из прошлого! Для того чтобы нам вновь не сорваться в пропасть, чтобы вновь не испить тяжелейшую чашу, мы в это благополучное время должны не забывать слова апостола Павла, что спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны этой верой жить, этой верой мы должны укрепляться, формируя свое мировоззрение, свое отношение к окружающему миру, через эту веру воспитывая следующие поколения, этой верой оплодотворяя свою жизнь.»
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Романа (Корнева) во епископа Рубцовского, викария Барнаульской епархии.
Справка:
История Новоспасского монастыря тесно связана с династией Романовых. Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. С момента восшествия на престол царя Михаила Романова в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. Монастырь был обнесен стенами, построены храмы, царским указом воеводе Петру Дашкову было поручено охранять монастырь от прихода крымских и ногайских татар.