iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Фото Алексея Реутского
19 ноября 2015 г. 18:55
версия для печати версия для печати

Митрополит Волоколамский Иларион: Святой князь Владимир ввел свой народ в Церковь Христову

В Москве проходит международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». Второй день (конференция открылась 18 ноября) был посвящен осмыслению геополитического, исторического и внутригосударственного значения принятия христианства на Руси.

Говоря о значении выбора христианской веры для Руси в целом, митрополит Волоколамский Иларион назвал его ключевые аспекты. К ним, в частности относится то, что пребывая на окраине мировой христианской цивилизации, Русь за короткое время стала центром христианства для всех славянских народов. «Святой князь не выбирал одну из христианских конфессий – православие или католичество, он ввел свой народ в Церковь Христову»,- отметил докладчик. Кроме того, это восприятие русским народом Священного Предания и открытости для новых богословских знаний, это последовавший после крещения культурный перелом, позволивший преодолеть свою провинциальность, на которую обречено всякое племенное сознание. «В социальном отношении принятие Русью христианства положило начало формированию русской  национальной общности, которая складывалось через объединение племенных сообществ, социальных слоев и отдельных людей в едином духовном пространстве Церкви Христовой»,- подчеркнул митрополит Иларион. Он также добавил, что тот сонм новомученников, который явила Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века однозначно отвечает на вопрос, что выбор православной веры русским народом не был случайным.

После первого доклада остальным спикерам оставалось лишь раскрыть детали каждого из прозвучавших тезисов. Так, академик РАН Александр Чубарьян остановился на геополитическом значении Крещения Руси, один из которых – консолидация русского народа. В частности, это выразилось в укреплении княжеской власти, что было типичным для других формирующихся государств Европы, это создание определенной социальной структуры общества, которая формировалась вокруг св.Владимира – простолюдинов и боярства (как управляющей элиты общества). «Но самое главное, что Русь обрела духовное единство,- отметил выступающий. – Для успешной геополитической роли государства его внутреннее, в том числе и духовное, единство – один из важнейших факторов успешного развития во все времена». Создаваемое князем Владимиром русское государство стало частью мирового сообщества, но не безликой частью, а со своей верой и своей самобытной формирующейся культурой. И это своеобразие сохраняется до сих пор. И то, что прибывшие на Русь варяги быстро ассимилировались только подтверждает данный факт. Еще один значимый факт в том, что Русь на равных общалась с Византией, хотя в тех обстоятельствах могла оказаться в ее политическом подчинении.

Твердость князя Владимира в вопросах сохранения самобытной русской культуры проявилось и в том, что он, несмотря на давление византийцев, сохранил в богослужении церковно-славянский язык, хотя порядок церковных служб остался византийским. «Не так было в Болгарском царстве, завоеванном византийцами, - отметил доктор исторических наук Александр Назаренко. – Греки настояли на том, чтобы в болгарских церквах богослужение шло на греческом языке». Но в отношении судебного права у святого князя был свой неофитский взгляд. По началу, после крещения он отказался не только от применения смертной казни за убийство и прочие тяжелые преступления, но и от вир (денежное возмещение за убийство) и продаж (судебный денежный штраф – отчасти пострадавшему, частью в княжескую казну). «Он боялся всего этого, т.к. считал что это грех. Но его окружение быстро убедило, что без смертной казни никак нельзя, - пояснил Александр Назаренко.- А когда в войне с печенегами опустела и царская казна, Владимиру пришлось вернуть и практику судебных штрафов. В итоге княжеский суд предпочитал штрафы, а епископский суд прибегал к телесным наказаниям и смертной казни». О правовой реформе князя Владимира подробно рассказал протоиерей Владислав Цыпин, уточнив, что полномочия церковных судов были расширены за счет положений римского права. Гражданский и Уголовный кодекс того времени включал в себя  Церковный устав, рассматривающий все виды преступлений.

Выступающие говорили также о том, что отправляя своих сыновей на княжение в подчиненные Киеву земли, святой Владимир наказывал им утверждать христианскую веру. Но местная знать придерживалась языческих верований, святилища находились в ее руках, что было залогом ее силы и могущества. В частности в нынешних ярославских землях за главное божество почитался медведь, а само место называлось Медвежий Угол. "Когда Ярослав приехал туда, на него выпустили медведя, - отметил историк РАН Борис Флоря. - Ярослав зарубил медведя топором, усмирил язычников и поставил там крепость, назвав ее своим именем". Кроме того, именно князем Владимиров была введена социальная забота «о сирых и убогих», когда тем, кто не мог себя прокормить - вдовам, сиротам и инвалидам раздавались продукты питания - хлеб, мясо, мед и т.п.

На конференции также выступили директор Института археологии РАН Николай Макаров («Русь в эпоху Владимира Святославича: культурные изменения в археологическом освещении»), заведующий Отделом археологии Московской Руси, доктор исторических наук Леонид Беляев («Корсунские реликвии в Московской Руси: история изучения и новые находки») и др.

20 ноября конференция продолжит свою работу.

 

 

19 ноября 2015 г. 18:55
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00