iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Новости
Дверные петли из дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Железо, олово; ковка, насечка, лужение
27 марта 2013 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В юбилейный год царской династии Романовых Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник запустил масштабный выставочно-просветительский проект, посвященный истории подмосковной царской резиденции. Его ядро — экспозиция «Династия Романовых и Коломенское», открытая в залах Сытного двора (комплекс Передних ворот) до июля 2013г.

Здесь можно увидеть немало мемориальных экспонатов, напрямую связанных с жизнью венценосных Романовых — к примеру, единственную сохранившуюся тарелку из собственного сервиза Елизаветы Петровны, изготовленного в конце 1750-х годов на Императорском фарфоровом заводе, или уникальный отреставрированный стул из дворца Алексея Михайловича (единственный уцелевший элемент интерьера этого знаменитого сооружения). Еще больше раритетов с эпохой Романовых увязываются косвенно. В их числе — люлька маленького Петра Алексеевича из Преображенского или переднее колесо от траурной колесницы Александра I. История этих экспонатов уже сама обросла множеством легенд. Так, доподлинно известно, что скончавшегося в Таганроге Александра I отпевали по пути в столичный Петербург именно в Казанском храме Коломенского. Сохранилась и старинная, позапрошлого века, фотография, на которой эта «царская» реликвия много десятилетий спустя «припаркована» у Вознесенского храма...

Подобных хитросплетений, где быль сплетается с мифом, а реальные факты — с фольклором, в истории Коломенского десятки. Чтобы не утонуть в них окончательно, центральную часть выставки ее хранитель Алла Сабенина решила посвятить истории пребывания российских самодержцев в Коломенском. Точнее, если можно так выразиться, архитектурному наследию их загородной жизни — то есть царским дворцам.

Оказывается, известнейший дворец Алексея Михайловича, копию-новодел которого мы имеем возможность наблюдать на месте бывшего соседнего села Дьякова, далеко не единственный в их числе. Более того, он даже не является хронологически первым! Счет царским новосельям в Коломенском открыл еще Михаил Федорович, и случилось это 17 сентября 1640 года. К сожалению, как выглядела та постройка, мы сказать не можем: известно лишь, что располагалась она возле Казанского храма. Изображения же «восьмого чуда света» Алексея Михайловича на выставке демонстрируются во множестве. Однако все эти рисунки — тоже в своем роде историческая реконструкция: созданы они в 1830-е годы, когда самого дворца уже не существовало.

Его, как известно, после подробной эксепертизы обветшавших конструкций повелела разобрать Екатерина II. Параллельно императрица распорядилась возвести для себя новый дворец. Он встал на крутом москворецком берегу севернее Вознсенского храма — там, где еще при царе Горохе (вернее, при Василии III), по преданиям, стоял древний великокняжеский терем. Екатерина II проводит здесь больше двадцати летних сезонов, и именно здесь 27 июня 1787 года официально стартуют посвященные 25-летию ее царствования юбилейные празднества.

«Но и этот дворец со временем пришел в негодность, - рассказывает Алла Сабенина. - Критическим образом на его состояние повлияла Отечественная война 1812 года (в Коломенском стояла конница Мюрата), и в 1816 году его разобрали. Мы представляем редкую акварель с изображением этого сооружения, выполненную в 1800-е годы архитектором Алексеем Бакаревым».

Еще хуже неспециалистам известен следующий коломенский дворец — ампирная постройка для Александра I, несмотря на то что ее автором выступил представитель золотой плеяды московский зодчих Евграф Тюрин. Этому сооружению не повезло по другой причине. Если венценосный заказчик и смог увидеть его законченным, то только незримыми духовными очами, в тот самый день отпевания в Коломенском в 1825 году. Воспользоваться же по прямому назначению этим дворцом никому так и не было суждено. Но завсегдатаям Коломенскому отлично известен его очень красивый элемент (боковой северный флигель) — хотя, скорее всего, они и не подозревают об этом! Это так называемый Александровский павильон 1825 года, уже давно и активно использующийся музейной дирекцией в качестве экспозиционного зала в живописном уголке набережной.

По династической традиции следующий император — Николай I — решил в 1834 году возвести в Коломенском новый дворец. Этот грандиозный проект зодчего Андрея Штакеншнейдера вбирал в себя лучшее от Версаля, Петергофа, нереализованного баженовского Большого Кремлевского Дворца и Анненгофа на Яузе в считавшемся тогда подмосковным Лефортове. Но этот проект так и не воплотился в жизнь — по официальной версии, из-за чрезмерной дороговизны, обусловленной неуемным размахом архитектора. Как мы теперь понимаем, к лучшему: на фоне чрезвычайно стильной, но все же эклектичной фасадной панорамы совершенно теряется включенный ныне в список мирового наследия ЮНЕСКО Вознесенский храм (который, по мысли Штакеншнейдера, должен был играть роль одной из фланкирующих дворец островерхих башен).

Помимо самой выставки, в программу проекта включены тематические лекции и обзорная экскурсия «Коломенское и Романовы». Предлагает музей и интерактивные программы «Алексей Михайлович и Петр I в Коломенском» и «Петр I и Коломенское», а также музейные занятия «Успеем на последний царский бал» и «Глиняное чудо».

27 марта 2013 г. 14:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи