iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Новости
Дверные петли из дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Железо, олово; ковка, насечка, лужение
27 марта 2013 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В юбилейный год царской династии Романовых Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник запустил масштабный выставочно-просветительский проект, посвященный истории подмосковной царской резиденции. Его ядро — экспозиция «Династия Романовых и Коломенское», открытая в залах Сытного двора (комплекс Передних ворот) до июля 2013г.

Здесь можно увидеть немало мемориальных экспонатов, напрямую связанных с жизнью венценосных Романовых — к примеру, единственную сохранившуюся тарелку из собственного сервиза Елизаветы Петровны, изготовленного в конце 1750-х годов на Императорском фарфоровом заводе, или уникальный отреставрированный стул из дворца Алексея Михайловича (единственный уцелевший элемент интерьера этого знаменитого сооружения). Еще больше раритетов с эпохой Романовых увязываются косвенно. В их числе — люлька маленького Петра Алексеевича из Преображенского или переднее колесо от траурной колесницы Александра I. История этих экспонатов уже сама обросла множеством легенд. Так, доподлинно известно, что скончавшегося в Таганроге Александра I отпевали по пути в столичный Петербург именно в Казанском храме Коломенского. Сохранилась и старинная, позапрошлого века, фотография, на которой эта «царская» реликвия много десятилетий спустя «припаркована» у Вознесенского храма...

Подобных хитросплетений, где быль сплетается с мифом, а реальные факты — с фольклором, в истории Коломенского десятки. Чтобы не утонуть в них окончательно, центральную часть выставки ее хранитель Алла Сабенина решила посвятить истории пребывания российских самодержцев в Коломенском. Точнее, если можно так выразиться, архитектурному наследию их загородной жизни — то есть царским дворцам.

Оказывается, известнейший дворец Алексея Михайловича, копию-новодел которого мы имеем возможность наблюдать на месте бывшего соседнего села Дьякова, далеко не единственный в их числе. Более того, он даже не является хронологически первым! Счет царским новосельям в Коломенском открыл еще Михаил Федорович, и случилось это 17 сентября 1640 года. К сожалению, как выглядела та постройка, мы сказать не можем: известно лишь, что располагалась она возле Казанского храма. Изображения же «восьмого чуда света» Алексея Михайловича на выставке демонстрируются во множестве. Однако все эти рисунки — тоже в своем роде историческая реконструкция: созданы они в 1830-е годы, когда самого дворца уже не существовало.

Его, как известно, после подробной эксепертизы обветшавших конструкций повелела разобрать Екатерина II. Параллельно императрица распорядилась возвести для себя новый дворец. Он встал на крутом москворецком берегу севернее Вознсенского храма — там, где еще при царе Горохе (вернее, при Василии III), по преданиям, стоял древний великокняжеский терем. Екатерина II проводит здесь больше двадцати летних сезонов, и именно здесь 27 июня 1787 года официально стартуют посвященные 25-летию ее царствования юбилейные празднества.

«Но и этот дворец со временем пришел в негодность, - рассказывает Алла Сабенина. - Критическим образом на его состояние повлияла Отечественная война 1812 года (в Коломенском стояла конница Мюрата), и в 1816 году его разобрали. Мы представляем редкую акварель с изображением этого сооружения, выполненную в 1800-е годы архитектором Алексеем Бакаревым».

Еще хуже неспециалистам известен следующий коломенский дворец — ампирная постройка для Александра I, несмотря на то что ее автором выступил представитель золотой плеяды московский зодчих Евграф Тюрин. Этому сооружению не повезло по другой причине. Если венценосный заказчик и смог увидеть его законченным, то только незримыми духовными очами, в тот самый день отпевания в Коломенском в 1825 году. Воспользоваться же по прямому назначению этим дворцом никому так и не было суждено. Но завсегдатаям Коломенскому отлично известен его очень красивый элемент (боковой северный флигель) — хотя, скорее всего, они и не подозревают об этом! Это так называемый Александровский павильон 1825 года, уже давно и активно использующийся музейной дирекцией в качестве экспозиционного зала в живописном уголке набережной.

По династической традиции следующий император — Николай I — решил в 1834 году возвести в Коломенском новый дворец. Этот грандиозный проект зодчего Андрея Штакеншнейдера вбирал в себя лучшее от Версаля, Петергофа, нереализованного баженовского Большого Кремлевского Дворца и Анненгофа на Яузе в считавшемся тогда подмосковным Лефортове. Но этот проект так и не воплотился в жизнь — по официальной версии, из-за чрезмерной дороговизны, обусловленной неуемным размахом архитектора. Как мы теперь понимаем, к лучшему: на фоне чрезвычайно стильной, но все же эклектичной фасадной панорамы совершенно теряется включенный ныне в список мирового наследия ЮНЕСКО Вознесенский храм (который, по мысли Штакеншнейдера, должен был играть роль одной из фланкирующих дворец островерхих башен).

Помимо самой выставки, в программу проекта включены тематические лекции и обзорная экскурсия «Коломенское и Романовы». Предлагает музей и интерактивные программы «Алексей Михайлович и Петр I в Коломенском» и «Петр I и Коломенское», а также музейные занятия «Успеем на последний царский бал» и «Глиняное чудо».

27 марта 2013 г. 14:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00