iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
5 декабря 2012 г. 21:00
версия для печати версия для печати

Православные и католики обменялись опытом милосердного служения

В Москве в Храме Христа Спасителя состоялась III международная конференция "Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия", в которой приняли участие иерархи Русской Православной и Римско-Католической Церквей, социальные работники московских благочиний,богословы, ученые и студенты ПСТГУ, представители Общины святого Эгидия, руководители московских и петербургских социальных проектов.

Мероприятие было организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стала некоторым итогом в обмене опытом социального служения между Православной и Католической Церквями, которое началось в 90-х годах прошлого века. Конференция показала, как можно объединить конкретные дела милосердия с их богословским обоснованием: практику с теорией.

Перед ее началом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон огласил приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви.

"Нас связывает многолетняя дружба, в 90-е годы я и мои сотрудники едили в Италию и для нас очень важен опыт католической Церкви в деле милосердного служения. Конференция позволит лучше понять как совершать дела милосердия, как служить ближнему, - добавил от себя выступающий. - Этот вопрос для многих стоит и хотя я председатель Синодального отдела по церковно-социальному служению, и Святейший Патриарх дал мне в монашестве имя Пантелеимон (Всемилостивый), для меня не до конца решен вопрос как научиться служить ближнему.

Далее докладчик расскрыл термин, кого считать ближним, приведя в пример притчу о милосердном самарянине. Ближний - каждый человек, кто нуждается в нашей помощи, и не важно - другой он национальности или религии, или может быть неприятен нам. Именно его Господь заповедал нам полюбить. Это человек, который беднее нас - бедней здоровьем, материально, способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же любить и восхищаться тем, кто красивей и лучше тебя, кто отвечает любовью на твою любовь и совсем другое - кто ничем тебе не сможет на нее ответить. Кто кажется жалким в своем убожестве и бедности. Его и заповедует Господь любить как самого себя.

"Бедность понятие относительное, но мы призваны любить тех и заботится о тех, кто беднее нас, - сказал епископ Пантелеимон. - Святой пророк Иоанн Предтеча говоря о покаянии, призывал сотворить плоды покаяния: у кого две одежды, тот дай неимущему,и у кого есть пища- делай то то же. Речь о том - что помогать надо тому, кому хуже чем тебе".

"Но призывая к любви и творить дела милосердия, неужели Господь возлагает на нас неудобоносимые бремена? - продолжил докладчик. - Нет. Если Он дал нам заповедь, то и вложил в нас способность к любви. И если у нас не получается любить тех, кто беднее, то причина в том, что мы испорчены грехом и слишком любим сами себя". По словам преп.Максима Исповедника, существо Бога — Любовь и по замыслу Творца - она должна быть и нашим существом. Торжеством эгоизма, отсутствия любви у современных людей епископ считает самолюбие. По словам преп. Максима Исповедника, самолюбие есть неразумная любовь к чувственности, лежащая в основе трех греховных страстей: сребролюбия, сластолюбия и словолюбия. Эти три страсти — духовная основа современного падшего мира и причина современного человека.

Выступления итальянских гостей содержали серьезное богословское обоснование служения милосердия и много цитат отцов вселенской Церкви, в частности св.Иоанна Златоуста, св.Афанасия Александрийского и др. Так, доклад декана богословского факультета Каталонии, священника Арманда Пуиг, "Иисус - друг бедных" содержал три тезиса: "бедные от переферии к центру", "открытие бедных", "главенство Бога и близость к бедным", которые были последовательно раскрыты на глубокой богословской основе, с цитатами из Евангелия.

Люди в мире глобализации страдают от одиночества, страха и неуверенности в будущем. Причина этого страха кроется в отсутствии в людях милосердия и бескорыстия. Стать бескорыстней, милосердней помогаю те, кто беднее нас. Сострадание к их бедам, бескорыстная помощь делает человека счастливей, т.к. в этом человеку открывается Господь. Поэтому бескорыстие – это инвестиция в сегодняшний мир, считает президент Общины святого Эгидия Марко Импальяццо.

Говоря об одиночестве, страхах и неуверенности, которые переживают сегодня люди во всем мире, Марко Импальяццо сослался на западных философов и социологов, которые утверждают: причина страхов в том, что люди эпохи глобализации часто оторваны от корней, потеряны. В современном обществе "потребитель преобладает над гражданином, ослабло восприятия себя как нации, существует кризис народного представительства и политики". Следствием глобального переустройства мира с ослабленными границами стал индивидуализм, ослабивший социальные и общинные связи и искоренивший массовые движения, типичные для ХХ века. В нем господствует чувство неуверенности перед лицом идущих издалека проблем, будь это финансовые кризисы, наплыв мигрантов и другие явления. Однако никогда в истории мир не был столь безопасным. И Бауман приходит к выводу: "сегодняшняя неуверенность похожа на ощущение, которое испытали бы пассажиры самолета, узнав, что кабина пилота пуста...". "Автор имеет в виду отсутствие общего плана действий, который частично был у идеологических систем до 1989 года, или же о повседневности жизни, открытой холодным ветрам мира без границ", - пояснил профессор Марко Импальяццо.

Генеральный секретарь Общины святого Эгидия Адрано Роккуччи в частности отметил в своем выступлении, что мученичество тесно связано с деятельной христианской любовью, с милосердием, напомнив о новомученице Татьяне Гримблит, которая посвятила свою жизнь ближним, за что была осуждена и расстреляна большевиками.

Рефреном во всех выступлениях как российских, так и зарубежных звучала мысль о том, что бедные напоминают нам о необходимости творить дела милосердия и это приближает нас к Богу. Что в основе кризисов современного мира лежит господствующий индивидуализм человека, когда мерой всех вещей стал человек, выстроивший иерархию собственных ценностей, в которой нет Бога, а значит и нет подлинной любви. Глобальные конфликты в таком мире неизбежны. Однако в основе выхода из кризисов, как отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, лежит возвращение к религиозным ценностям.

Был так же рассмотрен опыт служения бедным в России и Италии, обсуждались вопросы христианских ценностей и милосердия, культуры бескорыстия, а также состоялся разговор о теории и практике милосердия в Священном Писании и творениях святых отцов, продолжении традиций церковного милосердного служения св. щправ. Иоанна Кронштадтского и прмц. Елизаветы Федоровны.

С докладами на ней так же выступили, председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, президент Общины святого Эгидия, профессор Марко Импальяццо, викарий Киевской епархии епископ Браварской Феодосий и другие.

После конференции ее участники поделились своими впечатлениями.

Адриано Роккуччи, генеральнай секретарь Общины святого Эгидия

Всё, что мы услышали сегодня, полезно для нас, потому что еще раз убедились: общее свидетельство о любви, любви ко всем, которая начинается и завершается в любви к самым слабым и бедным, является именно тем, в чем нуждается современный мир, чтобы снова прийти ко Христу. Все вместе мы понимаем, что эта любовь не какое-то декоративное изделие в теле церковном, но является именно выражением сути церковной жизни, почвой для сближения наших Церквей.

Третью конференцию мы провели в Москве, так как нам удалось установить хорошие и искренние отношения с владыкой Пантелеимоном. Я очень доволен результатом. Мне кажется, что содержание докладов было очень глубоким, полным богословской духовной мудрости и одновременно выразило суть жизни верующих, которые служат милосердию. Воодушевляет общая атмосфера братского общения и взгляда на мир, что здесь много молодых людей, это радует и вселяет надежды на будущее.

Татьяна Зальцман, заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

У европейцев намного лучше, чем у нас, выстроен технологический аспект социального служения и работы. Они четко понимают, что и зачем они делают, и стараются повышать эффективность своих методов. Пытаются найти теоретическое обоснование, а этого как раз не хватает нам. У нас в стране много практиков социального служения, кто отдает всего себя этой работе, но людей, которые могут передать свой опыт другим, к сожалению, не хватает.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон

Конференция убедительно показала, что единство нашего общего фундамента — это единство понимания Священного Писания и святоотеческих творений. Можно сказать, что любовь есть сама жизнь Церкви, без нее Церковь не существует. В наше время перед многими прихожанами стоит вопрос, как им жить? Ясно, что ходить в храм, участвовать в богослужениях, а что делать помимо службы и Литургии? Ответ простой — жить для других. Только так мы научимся воспитывать детей, только так будут сохранятся семьи, и в наших сердцах будет утверждаться вера. Такого единства, как в Общине святого Эгидия, у нас, к сожалению, нет. И замечательно, что она является общиной мирян. И говоря о возрождении социального служения, о возрождении любви милосердия в России, то это прежде всего дело мирян. Есть разные формы помощи бедным, и во всех них мы в России можем участвовать. К сожалению, многие люди разочаровались в Церкви, отчасти из-за антицерковной пропаганды, развернувшейся в СМИ или по нашей с вами лености. Но вернуть их в храм может только наша любовь, которая, в частности, выражается и в помощи своим ближним, тому, кто в этом нуждается.

 

 

5 декабря 2012 г. 21:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи