выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
5 декабря 2012 г. 21:00
версия для печати версия для печати

Православные и католики обменялись опытом милосердного служения

В Москве в Храме Христа Спасителя состоялась III международная конференция "Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия", в которой приняли участие иерархи Русской Православной и Римско-Католической Церквей, социальные работники московских благочиний,богословы, ученые и студенты ПСТГУ, представители Общины святого Эгидия, руководители московских и петербургских социальных проектов.

Мероприятие было организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стала некоторым итогом в обмене опытом социального служения между Православной и Католической Церквями, которое началось в 90-х годах прошлого века. Конференция показала, как можно объединить конкретные дела милосердия с их богословским обоснованием: практику с теорией.

Перед ее началом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон огласил приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви.

"Нас связывает многолетняя дружба, в 90-е годы я и мои сотрудники едили в Италию и для нас очень важен опыт католической Церкви в деле милосердного служения. Конференция позволит лучше понять как совершать дела милосердия, как служить ближнему, - добавил от себя выступающий. - Этот вопрос для многих стоит и хотя я председатель Синодального отдела по церковно-социальному служению, и Святейший Патриарх дал мне в монашестве имя Пантелеимон (Всемилостивый), для меня не до конца решен вопрос как научиться служить ближнему.

Далее докладчик расскрыл термин, кого считать ближним, приведя в пример притчу о милосердном самарянине. Ближний - каждый человек, кто нуждается в нашей помощи, и не важно - другой он национальности или религии, или может быть неприятен нам. Именно его Господь заповедал нам полюбить. Это человек, который беднее нас - бедней здоровьем, материально, способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же любить и восхищаться тем, кто красивей и лучше тебя, кто отвечает любовью на твою любовь и совсем другое - кто ничем тебе не сможет на нее ответить. Кто кажется жалким в своем убожестве и бедности. Его и заповедует Господь любить как самого себя.

"Бедность понятие относительное, но мы призваны любить тех и заботится о тех, кто беднее нас, - сказал епископ Пантелеимон. - Святой пророк Иоанн Предтеча говоря о покаянии, призывал сотворить плоды покаяния: у кого две одежды, тот дай неимущему,и у кого есть пища- делай то то же. Речь о том - что помогать надо тому, кому хуже чем тебе".

"Но призывая к любви и творить дела милосердия, неужели Господь возлагает на нас неудобоносимые бремена? - продолжил докладчик. - Нет. Если Он дал нам заповедь, то и вложил в нас способность к любви. И если у нас не получается любить тех, кто беднее, то причина в том, что мы испорчены грехом и слишком любим сами себя". По словам преп.Максима Исповедника, существо Бога — Любовь и по замыслу Творца - она должна быть и нашим существом. Торжеством эгоизма, отсутствия любви у современных людей епископ считает самолюбие. По словам преп. Максима Исповедника, самолюбие есть неразумная любовь к чувственности, лежащая в основе трех греховных страстей: сребролюбия, сластолюбия и словолюбия. Эти три страсти — духовная основа современного падшего мира и причина современного человека.

Выступления итальянских гостей содержали серьезное богословское обоснование служения милосердия и много цитат отцов вселенской Церкви, в частности св.Иоанна Златоуста, св.Афанасия Александрийского и др. Так, доклад декана богословского факультета Каталонии, священника Арманда Пуиг, "Иисус - друг бедных" содержал три тезиса: "бедные от переферии к центру", "открытие бедных", "главенство Бога и близость к бедным", которые были последовательно раскрыты на глубокой богословской основе, с цитатами из Евангелия.

Люди в мире глобализации страдают от одиночества, страха и неуверенности в будущем. Причина этого страха кроется в отсутствии в людях милосердия и бескорыстия. Стать бескорыстней, милосердней помогаю те, кто беднее нас. Сострадание к их бедам, бескорыстная помощь делает человека счастливей, т.к. в этом человеку открывается Господь. Поэтому бескорыстие – это инвестиция в сегодняшний мир, считает президент Общины святого Эгидия Марко Импальяццо.

Говоря об одиночестве, страхах и неуверенности, которые переживают сегодня люди во всем мире, Марко Импальяццо сослался на западных философов и социологов, которые утверждают: причина страхов в том, что люди эпохи глобализации часто оторваны от корней, потеряны. В современном обществе "потребитель преобладает над гражданином, ослабло восприятия себя как нации, существует кризис народного представительства и политики". Следствием глобального переустройства мира с ослабленными границами стал индивидуализм, ослабивший социальные и общинные связи и искоренивший массовые движения, типичные для ХХ века. В нем господствует чувство неуверенности перед лицом идущих издалека проблем, будь это финансовые кризисы, наплыв мигрантов и другие явления. Однако никогда в истории мир не был столь безопасным. И Бауман приходит к выводу: "сегодняшняя неуверенность похожа на ощущение, которое испытали бы пассажиры самолета, узнав, что кабина пилота пуста...". "Автор имеет в виду отсутствие общего плана действий, который частично был у идеологических систем до 1989 года, или же о повседневности жизни, открытой холодным ветрам мира без границ", - пояснил профессор Марко Импальяццо.

Генеральный секретарь Общины святого Эгидия Адрано Роккуччи в частности отметил в своем выступлении, что мученичество тесно связано с деятельной христианской любовью, с милосердием, напомнив о новомученице Татьяне Гримблит, которая посвятила свою жизнь ближним, за что была осуждена и расстреляна большевиками.

Рефреном во всех выступлениях как российских, так и зарубежных звучала мысль о том, что бедные напоминают нам о необходимости творить дела милосердия и это приближает нас к Богу. Что в основе кризисов современного мира лежит господствующий индивидуализм человека, когда мерой всех вещей стал человек, выстроивший иерархию собственных ценностей, в которой нет Бога, а значит и нет подлинной любви. Глобальные конфликты в таком мире неизбежны. Однако в основе выхода из кризисов, как отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, лежит возвращение к религиозным ценностям.

Был так же рассмотрен опыт служения бедным в России и Италии, обсуждались вопросы христианских ценностей и милосердия, культуры бескорыстия, а также состоялся разговор о теории и практике милосердия в Священном Писании и творениях святых отцов, продолжении традиций церковного милосердного служения св. щправ. Иоанна Кронштадтского и прмц. Елизаветы Федоровны.

С докладами на ней так же выступили, председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, президент Общины святого Эгидия, профессор Марко Импальяццо, викарий Киевской епархии епископ Браварской Феодосий и другие.

После конференции ее участники поделились своими впечатлениями.

Адриано Роккуччи, генеральнай секретарь Общины святого Эгидия

Всё, что мы услышали сегодня, полезно для нас, потому что еще раз убедились: общее свидетельство о любви, любви ко всем, которая начинается и завершается в любви к самым слабым и бедным, является именно тем, в чем нуждается современный мир, чтобы снова прийти ко Христу. Все вместе мы понимаем, что эта любовь не какое-то декоративное изделие в теле церковном, но является именно выражением сути церковной жизни, почвой для сближения наших Церквей.

Третью конференцию мы провели в Москве, так как нам удалось установить хорошие и искренние отношения с владыкой Пантелеимоном. Я очень доволен результатом. Мне кажется, что содержание докладов было очень глубоким, полным богословской духовной мудрости и одновременно выразило суть жизни верующих, которые служат милосердию. Воодушевляет общая атмосфера братского общения и взгляда на мир, что здесь много молодых людей, это радует и вселяет надежды на будущее.

Татьяна Зальцман, заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

У европейцев намного лучше, чем у нас, выстроен технологический аспект социального служения и работы. Они четко понимают, что и зачем они делают, и стараются повышать эффективность своих методов. Пытаются найти теоретическое обоснование, а этого как раз не хватает нам. У нас в стране много практиков социального служения, кто отдает всего себя этой работе, но людей, которые могут передать свой опыт другим, к сожалению, не хватает.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон

Конференция убедительно показала, что единство нашего общего фундамента — это единство понимания Священного Писания и святоотеческих творений. Можно сказать, что любовь есть сама жизнь Церкви, без нее Церковь не существует. В наше время перед многими прихожанами стоит вопрос, как им жить? Ясно, что ходить в храм, участвовать в богослужениях, а что делать помимо службы и Литургии? Ответ простой — жить для других. Только так мы научимся воспитывать детей, только так будут сохранятся семьи, и в наших сердцах будет утверждаться вера. Такого единства, как в Общине святого Эгидия, у нас, к сожалению, нет. И замечательно, что она является общиной мирян. И говоря о возрождении социального служения, о возрождении любви милосердия в России, то это прежде всего дело мирян. Есть разные формы помощи бедным, и во всех них мы в России можем участвовать. К сожалению, многие люди разочаровались в Церкви, отчасти из-за антицерковной пропаганды, развернувшейся в СМИ или по нашей с вами лености. Но вернуть их в храм может только наша любовь, которая, в частности, выражается и в помощи своим ближним, тому, кто в этом нуждается.

 

 

5 декабря 2012 г. 21:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00