iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Новости
В выставочном зале
ЖМП № 7 июль 2015 /  19 июня 2015 г. 17:20
версия для печати версия для печати

Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией

Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков (штатных священнослужителей было еще меньше - 30). Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».

Находившаяся под тяжелейшим гнетом тоталитарного репрессивного механизма Церковь, тем не менее, сразу встала на защиту Родины. Не стали исключением верующие и духовенство северной столицы. Одни только храмы Ленинграда за годы войны внесли в фонд обороны 12 миллионов рублей. Диакон Спасо-Преображенского собора Лев Егоровский сдал на нужды обороны свыше 20 тыс. рублей, за что был удостоен подписанной лично верховным главнокомандующим благодарственной почетной грамоты. Из собственных запасов муки, заготовленной в подвалах этого храма для просфор, причт начал печь хлеб и раздавать его сотням жителей окрестных домов (притом что сам настоятель протопресвитер Алексий Абакумов скончался 19 декабря 1941г.) Приход Никольской церкви на Большеохтинском кладбище выращивал капусту на небольшом загородном огороде, а урожай бесплатно раздавал осенью 1942 года...

Небольшие крупицы документальных сведений доносят до нас и факты прямого участия Церкви в борьбе с фашистскими захватчиками. Конечно, штатное духовенство в РККА представить невозможно. Но в Ленинграде — городе с устремленной ввысь архитектурой, где великое множество господствующих градостроительных доминант — колокольни зачастую использовались в качестве постов ПВО. Обязанности же наблюдателей там исполняли священно- и церковнослужители. Так, постом ПВО Князь-Владимирского собора руководил архимандрит (впоследствии епископ) Владимир (Кобец). Кстати, этот храм на Петроградской стороне включился в общенародную борьбу с врагом едва ли не первым в городе. Здесь уже летом 1941 года предложили возобновить деятельность приходского госпиталя, существовавшего на средства собора еще во время Первой мировой войны, и выделили на эти цели 700 тысяч рублей. Власти открытие подобного госпиталя возможным не посчитали, но от предложенных денег не отказались.

Отдельная — пожалуй, самая волнующая — тема выставки связана с находками поисковых отрядов, работающих в наши дни в местах жестоких боев под Ленинградом. Эти экспонаты предоставил музей церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул. Ведущаяся под личным попечением настоятеля этого храма протоиерея Вячеслава Харинова поисковая деятельность приносит результаты ежегодно. Вот и здесь представлены найденные на телах погибших нательные кресты (большей частью самодельные). А на груди одного солдата под шинелью обнаружили даже напрестольный крест, с которым тот принял последний бой! Теперь о. Вячеслав использует эту святыню при отпевании во время перезахоронения обнаруживаемых останков...

И рядом — Казанская икона Божией Матери из собрания того же приходского музея, у которой совсем иная судьба. Ее крестьянка деревни Краниково на Брянщине подарила немецкому солдату в ответ на поистине царский для июня 1943 года презент — трехкилограммовый мешок соли. Доживший до окончания войны солдат бережно хранил этот образ. В 1971 году после его кончины родственники через консула ФРГ в Ленинграде передали его в ленинградский храм. Поистине чудесная история, красноречивее некуда свидетельствующая как об абсурдности и абсолютном зле самой войны, как и том, что даже в ее пекле можно не растерять лучшие человеческие качества...

Выставка открыта до 14 июля ежедневно кроме среды. Адрес: Почтамтская ул., 14.

19 июня 2015 г. 17:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14