iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
Археологические находки близ Успенского храма на Городке (Звенигород, Московская обл.)
15 августа 2014 г. 12:30
версия для печати версия для печати

В московском Зачатьевском монастыре откроется археологический музей

В православных храмах российской столицы может появиться сразу несколько археологических музеев. Об этом со ссылкой на завсектором археологии Москвы Института археологии Российской академии наук Леонида Беляева сообщает ИТАР-ТАСС.

Как считает Леонид Андреевич, это должны быть музеи с экспонатами, найденными на территории той или иной церкви во время археологических работ. «Хороший некрополь XVI-XVII веков сохранился у храма Черниговских чудотворцев на Пятницкой улице. Там будут применены какие-то формы музеефикации, и мы увидим маленький, но яркий музей», - приводит агентство слова археолога. По мнению Леонида Беляева, архитектурно-археологические музеи можно было бы создать также в Новодевичьем монастыре, где перед комплексной реставрацией проводятся археологические исследования и ожидаются открытия, а также в Богоявленском соборе: там сохранились остатки трапезной храма и саркофаги.

Один музей подобного типа уже создан в Зачатьевском монастыре (правда, он еще не работает). «Пока мы его не оформили. Там замечательный церковно-археологический музей Алексеевского и Зачатьевского монастырей с остатками фундаментов, с прекрасной коллекцией московской посуды XV-XVI веков и многими другими хорошими экспонатами», - говорит Беляев. Он рассчитывает, что после проведенных исследований небольшие археологические музеи появятся во многих районах Москвы.

Напомним: в прошлом году ужесточилось российское законодательство, охраняющее объекты культурного наследия в археологических объектах. После этого многие частные коллекционеры, в том числе на церковных приходах, стали опасаться грядущей национализации собраний и фактической отмены публикации новых находок, не слишком интересных государственным музеям (а все небольшие приходские и монастырские музеи в России де-факто считаются частными). «Церковный Вестник» подробно разбирал эту коллизию в публикации «Лопата вне закона» от 14 апреля с.г. (см. также ЖМП № 4).

15 августа 2014 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00