выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
4 апреля 2012 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Уникальный покров на раку святителя Тихона изготовили в Донском монастыре

Золотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

"На его кайме изображены шесть клейм: Спаситель, Божия Матерь Донская, Иоанн Златоуст и Василий Великий, новомученик митрополит Киевский Владимир, а также святитель Тихон Задонский. Обычно покровы на раку не содержат клейм, - сообщила ЦВ художественный руководитель золотошвейной мастерской Ирина Староверова. – Идея сделать клеймы принадлежит епископу Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу. Другая особенность в том, что при создании лика патриарха Тихона мы не пользовались готовыми прорисями, создавали их сами, опираясь на изучение современной иконографии и прижизненных фотографий святителя. Уникальна и сама техника вышивки, которая была утрачена после революции 1917 г. и восстанавливалась буквально по крупицам. Кроме того, покров изготовлен в рекордно короткие сроки - за 11 месяцев, что достаточно трудно сделать, ведь величина стежка, которым, например, вышиты лик и руки Патриарха менее 1 мм. Обычно такие покровы шились годами".

Покров на раку святителя выполнен в традициях древнерусского золотого и лицевого шитья, без применения каких- либо аппликаций из ткани, все вышито вручную. Использовано более 20 видов различных шелковых и золотных швов. Оранжево-золотисто-лиловый колорит покрова украшается белыми орнаментальными жемчужными вставками, ассоциативно восходя к празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы – дня успения святителя. По периметру каймы вязью вышит текст тропаря, а внизу позема – вкладная надпись.

"Саккос (облачение патриарха) на покрове передан не реалистично, а декоративно – условно, - пояснила Ирина Староверова, - являясь аналогом реального саккоса Патриарха, который хранится непосредственно в музее Донского монастыря. Его цвет, как и цвет Евангелия, нимба, тропаря на кайме, фигурок в клеймах - золотой. Золотой цвет – это традиционно цвет света нетварного, цвет вечности".

Традиция украшать покровами почитаемые гробницы на Руси установилась в XVI-XVII векам. Свое начало она взяла от Византии, где надгробный покров говорил о стремлении подчеркнуть нетленность тела святого. Древнейший покров русского святого подвижника был сделан на раку преподобного Сергия Радонежского (1420 г. Сергиево – Пассадский музей заповедник). Причем надгробные покровы иногда участвовали в богослужениях. Их выносили во время Великого входа, в дни памяти чудотворцев и святителей. Покровы могли быть праздничные и будничные, менялись на каждый большой праздник и несли функцию "одевания" и "укрывания" священного предмета. Сделав этот покров своими руками, вышивальщицы получили возможность личного участия в деле прославлении и почитании Патриарха Тихона.

Освящение покрова состоится в 12 часов дня 6 апреля в Донском монастыре.

4 апреля 2012 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00