выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
22 декабря 2011 г. 16:54
версия для печати версия для печати

В митрополичьем округе Республики Казахстан объединили силы в социальном служении

В Алма-Ате состоялась первая научно-практическая конференция, посвященная вопросам социального служения Русской Православной Церкви в Казахстане. Обсуждались вопросы профилактики абортов, реабилитации лиц с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, а также ВИЧ инфицированных и пострадавших от оккультных учений и тоталитарных сект.

Как сообщил «ЦВ» викарий Астанайской епархии, епископ Каскеленский Геннадий главным итогом конференции можно считать объединение усилий митрополии по реализации всех действующих социальных проектов, подготовку к созданию общества православных врачей митрополии и поддержанную всеми идею организовать в Республике трезвенническое движение православных христиан.

Сегодня самым успешным церковным социальным проектом митрополии, по словам директора общественного фонда «Казахстан без наркотиков» и клирика храма Христа Спасителя г.Алма-Аты протоиерея Анатолия Измерова, считается служба "Милосердие" в г. Талдыкорган при Иоано-Богословском храме. Ею руководит благочинный Талдыкорганского округа, протоиерей Григорий Смурыгин. Это аналог службы «Милосердие» Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. У службы тоже есть свой сайт: http://miloserdie-dobro.kz/, с помощью которого удается собирать средства и привлекать добровольцев для помощи самым разным людям. В их числе дети, которые оказались без попечения, инвалиды и престарелые (для них создана патронажная служба), бездомные и те, кто нуждается в срочном дорогостоящем лечении.

Участники конференции обсудили проект устава Общества православных врачей Казахстана, учредить который планируют после грядущей Пасхи.

«Общество православных врачей нам нужно по ряду причин, - пояснил «ЦВ» протоиерей Анатолий Измеров. – Например, это дает нам право голоса на съездах и конференциях общероссийского Общества православных врачей (до сих пор мы присутствовали там как гости). Вместе с тем Общество поможет решить и такую проблему как проникновение в частные лечебные учреждения Казахстана оккультно-магических практик. Отец Анатолий привел примеры, рядом с которыми сетевой маркетинг медиков выглядит «цветочками». В настоящее время зафиксированы случаи, когда больной обращается за помощью к специалисту-медику, а тот вместо оказания помощи шепчет какие-то мантры или предлагает принести «клубочек ниток, с которым поиграл котенок». При этом утверждается, что без такого клубочка, вылечить, например, спину никак не получится. Государство пока не может отследить подобные случаи. Православные врачи готовы ему в этом помочь, инициируя создание комиссий из специалистов, которые будут проверять работу таких лже-врачей. «Задача Общества православных врачей не наказывать кого-то, а активно вести разъяснительную работу среди людей, используя все доступные способы – в частности церковные сайты (http://mitropolia.kz/, http://www.nodrugs.kz/»)",- говорит отец Анатолий.

Специфика социального служения в Казахстане заключается в том, что республиканский закон о «религиозной деятельности и религиозных объединениях» запрещает священникам всех конфессий проводить «богослужения, религиозные обряды, церемонии и (или) собрания, а также осуществлять миссионерскую деятельность» в государственных учреждениях, в том числе и социальных - больницах, тюрьмах, детских домах и т.д. Поэтому в социальных учреждениях нигде нет и православных домовых храмов. Но пока, как отметил отец Анатолий, каких-то острых проблем с вопросами окормления подопечных там не возникало. Тем более, что в законе есть некое послабление - священника разрешается пригласить к больным или престарелым по их просьбе, для совершения всех необходимых треб. А уже открытые молельные удалось сохранить благодаря личным контактам с администрацией.

В конференции приняли участие около ста представителей всех девяти епархий митрополии, в числе которых священнослужители и миряне, ответственные за социально-благотворительные проекты, общественные деятели, православные врачи и эксперты в области здравоохранения и социальных проблем. «Собрать всех и обстоятельно поговорить на злободневные темы нам удалось впервые»,- пояснил «ЦВ» управляющий делами Синода округа епископ Каскеленский Геннадий.

22 декабря 2011 г. 16:54
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00