выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
Заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля духовной музыки
23 января 2012 г. 04:59
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась мировая премьера "Stabat mater" митрополита Волоколамского Илариона

Новое произведение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, написанное для хора и оркестра, стало главной премьерой завершившегося накануне в Москве второго Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата "Stabat mater" прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Сочинение написано на традиционный латинский текст Stabat mater. Как рассказал ЦВ митрополит Иларион, "по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери". Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия Stabat mater "повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души".

"Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов: ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений, от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карло Дженкинса", - считает митрополит Иларион.

Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над "Страстями по Матфею", в которых также большое значение имел образ Богородицы, стоящей у креста. "Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения", - отметил митрополит Иларион. "Две части из четырех некоторое время существовали как оркестровые пьесы. Это фуга в 12 минорных тональностях Memento, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса "Perpeto mobile", которая стала четвертой частью кантаты", - рассказал он.

Исполнитель сочинения, известный дирижер и один из художественных руководителей Рождественского фестиваля Владимир Спиваков в беседе с корреспондентом ЦВ рассказал, что обращается к музыке митрополита Илариона в своем творчестве не впервые, и за несколько последних лет у них сложилось плодотворное сотрудничество. "Мы уже записали "Рождественскую ораторию" и "Песнь восхождения", - отметил музыкант. Владимир Спиваков считает: "Его Высокопреосвященство – не только известный церковный деятель, но еще и замечательный композитор. Его произведения исключительно профессионально написаны и музыканты с удовольствием их играют и поют". "Для каждого композитора его музыка – это его личное обращение к Богу", - добавил Владимир Спиваков.

Рождественский фестиваль духовной музыки, который уже во второй раз проводился в Московском международном доме музыке, собрал исполнителей разных духовных традиций. В этом году состав участников расширился, в фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России (Московский синодальный хор, камерный хор "Древнерусский распев", хор Московского Сретенского монастыря, хор Московского Данилова монастыря, хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде, хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова), Греции ("Ergastiri Psaltikis"), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и США (Госпел-хор Aeolians).

Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, подводя итоги фестиваля, "здесь прозвучала музыка разных народов и разных эпох: от древнего византийского пения и знаменного распева, до произведений русских композиторов XIX века, творений современных композиторов, американских госпелов. В течение двух с небольшим недель слушатели смогли соприкоснуться с очень широким спектром духовного музыкального искусства, принадлежащего разным народам и одновременно принадлежащего всем. Ведь музыка - это тот универсальный язык, который понимает всякое открытое сердце".

Владыка Иларион также отметил необычайный интерес публики к фестивалю, каждый концерт которого проходил с аншлагом. По подсчетам организаторов, музыкальный форум посетили почти 11 тысяч человек.

"Не случайно фестиваль проходит в Рождественские дни. Концерты являются как бы продолжением Рождественских богослужений и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной Церкви. О том, что " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины". О том, что Бог воплотился и стал человеком, он пришел к нам не когда-то давно, а пришел, чтобы оставаться с нами. И сегодня, и всегда Он пребывает среди нас. Именно Его божественное присутствие наполняет смыслом нашу человеческую жизнь", - заключил митрополит Иларион.

23 января 2012 г. 04:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00