iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Новости
Заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля духовной музыки
23 января 2012 г. 04:59
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась мировая премьера "Stabat mater" митрополита Волоколамского Илариона

Новое произведение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, написанное для хора и оркестра, стало главной премьерой завершившегося накануне в Москве второго Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата "Stabat mater" прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Сочинение написано на традиционный латинский текст Stabat mater. Как рассказал ЦВ митрополит Иларион, "по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери". Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия Stabat mater "повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души".

"Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов: ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений, от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карло Дженкинса", - считает митрополит Иларион.

Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над "Страстями по Матфею", в которых также большое значение имел образ Богородицы, стоящей у креста. "Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения", - отметил митрополит Иларион. "Две части из четырех некоторое время существовали как оркестровые пьесы. Это фуга в 12 минорных тональностях Memento, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса "Perpeto mobile", которая стала четвертой частью кантаты", - рассказал он.

Исполнитель сочинения, известный дирижер и один из художественных руководителей Рождественского фестиваля Владимир Спиваков в беседе с корреспондентом ЦВ рассказал, что обращается к музыке митрополита Илариона в своем творчестве не впервые, и за несколько последних лет у них сложилось плодотворное сотрудничество. "Мы уже записали "Рождественскую ораторию" и "Песнь восхождения", - отметил музыкант. Владимир Спиваков считает: "Его Высокопреосвященство – не только известный церковный деятель, но еще и замечательный композитор. Его произведения исключительно профессионально написаны и музыканты с удовольствием их играют и поют". "Для каждого композитора его музыка – это его личное обращение к Богу", - добавил Владимир Спиваков.

Рождественский фестиваль духовной музыки, который уже во второй раз проводился в Московском международном доме музыке, собрал исполнителей разных духовных традиций. В этом году состав участников расширился, в фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России (Московский синодальный хор, камерный хор "Древнерусский распев", хор Московского Сретенского монастыря, хор Московского Данилова монастыря, хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде, хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова), Греции ("Ergastiri Psaltikis"), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и США (Госпел-хор Aeolians).

Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, подводя итоги фестиваля, "здесь прозвучала музыка разных народов и разных эпох: от древнего византийского пения и знаменного распева, до произведений русских композиторов XIX века, творений современных композиторов, американских госпелов. В течение двух с небольшим недель слушатели смогли соприкоснуться с очень широким спектром духовного музыкального искусства, принадлежащего разным народам и одновременно принадлежащего всем. Ведь музыка - это тот универсальный язык, который понимает всякое открытое сердце".

Владыка Иларион также отметил необычайный интерес публики к фестивалю, каждый концерт которого проходил с аншлагом. По подсчетам организаторов, музыкальный форум посетили почти 11 тысяч человек.

"Не случайно фестиваль проходит в Рождественские дни. Концерты являются как бы продолжением Рождественских богослужений и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной Церкви. О том, что " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины". О том, что Бог воплотился и стал человеком, он пришел к нам не когда-то давно, а пришел, чтобы оставаться с нами. И сегодня, и всегда Он пребывает среди нас. Именно Его божественное присутствие наполняет смыслом нашу человеческую жизнь", - заключил митрополит Иларион.

23 января 2012 г. 04:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00