iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Новости
Участники съезда
20 сентября 2012 г. 11:55
версия для печати версия для печати

Возрождаются традиции дня трезвости

"Трезвенное наследие священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) для современного общества" - под таким названием в Киеве 18-19 сентября прошел форум, посвященный 100-летию противоалкогольного съезда 1912 года. Он был подготовлен отделом по делам молодежи Украинской Церкви, Свято-Владимирским братством "Трезвение" при поддержке Координационного центра по утверждению трезвости ОЦБСС и Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение". В своем слове Митрополит Киевский и всея Украины Владимир напомнил: "Священномученик Владимир (Богоявленский), 100 лет назад суммируя опыт Церкви по противостоянию недугу пьянства, отметил, что везде, где эта работа была успешна, - это была именно работа по утверждению трезвости, христианские основы которой мы видим в словах апостола Павла "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим.14,21).

Выступающие поделились на форуме опытом применения современных методов помощи наркозавимым, практики обетов трезвости, профилактической работы в молодежной среде и др. Состоялись практические семинары по организации приходских обществ трезвости, реабилитации и ресоциализации. В форуме участвовали более семидесяти представителей из России, Украины и Белоруссии.

В России день трезвости прошел 11 сентября в 16 епархиях от Архангельска до Владивостока. В храмах на Божественной литургии произносились особые молитвы о наркозависимых и их родственниках. В проповедях особое внимание духовенство уделило теме греховности зависимостей от алкоголя, наркотиков и табака. Служили молебны об утверждении трезвости, организовывали крестные ходы, конференции, распространение на улице литературы о вреде алкоголизма, специальные семинары и просветительские беседы.

Традиция дней трезвости развивается и в храмах Белорусской Православной Церкви. Во всех храмах Витебской епархии в этом году было совершено "Молебное пение о страждущих недугом винопития или
наркомании".

Справка

Первый противоалкогольный съезд состоялся в 1912 году под покровительством митрополита Владимира (Богоявленского). В нем приняло участие 470 человек, из них 277 – духовенство, 26 – педагоги, 32 –врачи. Вопросы, рассмотренные съездом, включали в себя: религиозно-нравственные и научные основы борьбы с пьянством; организация борьбы с алкоголизмом посредством обществ трезвости, братств, попечительств и других подобных им учреждений; меры борьбы с появлением пьянства в бытовой жизни народа; школьный алкоголизм и меры по борьбе с ним;борьба через школу с народным алкоголизмом; литературно-научная борьба (газеты, журналы, научно-популярные лекции, музеи, противоалкогольные выставки и пр.).

Рефреном в докладах участников съезда звучали две мысли: о том, что пастырь сам в первую очередь должен подавать пастве пример трезвости, а так же о значимости обета трезвости. Однако, некоторые выступающие (в частности, священник Иоанн Виноградов, председатель Успенского Общества трезвости (Вышний Волочек, Тверской губ.) предупреждал, что мало еще дать обет и затем предоставить трезвенника самому себе,– мало потому, что у записавшегося, прежде всего, является много свободного времени, ранее проводимого в выпивках, и соединенных с этим удовольствиях и развлечениях, а, с другой стороны, и вся внешняя обстановка жизни записавшихся "в тревость" должна, естественно, резко измениться. Прежде всего руководителю Общества необходимо быть в самом живом духовном взаимообщении с трезвенниками: чаще совершать для них богослужения, устраивать собрания, вести беседы, чтения, устраивать духовные хоры, религиозные паломничества и т. п. Необходимо духовно связать трезвенника с Обществом, так сказать,приохотить к Обществу так, чтобы он чувствовал себя живым членом трезвенной организации, одним из массы людей, стремящихся к общим, всем одинаково дорогим целям. Ввиду этого, следует озаботиться, чтобы большее число членов Общества имели в его деятельности и учреждениях какую либо активную, хотя бы самую малейшую роль.

Съезд предложил следующие рекомендации по организации борьбы с пьянством:
- Создавать приходские общества трезвости. Поскольку при современном состоянии приходской жизни эти учреждения необходимы в каждом приходе и являются нравственнообязательным пастырским делом каждого священника. 
- Ввиду влияния женщины на семью и общество, Съезд находит нужным предоставить ей
возможно широкое активное участие в обществах трезвости; в особенности же важно и полезно участие в этом деле жен священников.
- Признается желательным для более устойчивой и успешной деятельности обществ и
Братств трезвости: а) предоставление возможно широкой самодеятельности и инициативы членами этих организаций в делах трезвости; б) возможно частые устройства общих членских собраний, где бы братья и сестры принимали живейшее участие; в) открывать в городах, кроме приходских обществ трезвости, общегородские. Подобные общества могут также открываться в больших селах, посадах и местечках.

Резюме:
В 1895-1904 гг. В России потреблялось 2,67 литров безводного алкоголя на душу
населения в год, в настоящее время по разным данным потребление составляет от
12 до 18 литров. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) уровень потребления свыше 8 литров в год ведет к необратимой деградации на
селения.

20 сентября 2012 г. 11:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи