iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Участники съезда
20 сентября 2012 г. 11:55
версия для печати версия для печати

Возрождаются традиции дня трезвости

"Трезвенное наследие священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) для современного общества" - под таким названием в Киеве 18-19 сентября прошел форум, посвященный 100-летию противоалкогольного съезда 1912 года. Он был подготовлен отделом по делам молодежи Украинской Церкви, Свято-Владимирским братством "Трезвение" при поддержке Координационного центра по утверждению трезвости ОЦБСС и Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение". В своем слове Митрополит Киевский и всея Украины Владимир напомнил: "Священномученик Владимир (Богоявленский), 100 лет назад суммируя опыт Церкви по противостоянию недугу пьянства, отметил, что везде, где эта работа была успешна, - это была именно работа по утверждению трезвости, христианские основы которой мы видим в словах апостола Павла "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим.14,21).

Выступающие поделились на форуме опытом применения современных методов помощи наркозавимым, практики обетов трезвости, профилактической работы в молодежной среде и др. Состоялись практические семинары по организации приходских обществ трезвости, реабилитации и ресоциализации. В форуме участвовали более семидесяти представителей из России, Украины и Белоруссии.

В России день трезвости прошел 11 сентября в 16 епархиях от Архангельска до Владивостока. В храмах на Божественной литургии произносились особые молитвы о наркозависимых и их родственниках. В проповедях особое внимание духовенство уделило теме греховности зависимостей от алкоголя, наркотиков и табака. Служили молебны об утверждении трезвости, организовывали крестные ходы, конференции, распространение на улице литературы о вреде алкоголизма, специальные семинары и просветительские беседы.

Традиция дней трезвости развивается и в храмах Белорусской Православной Церкви. Во всех храмах Витебской епархии в этом году было совершено "Молебное пение о страждущих недугом винопития или
наркомании".

Справка

Первый противоалкогольный съезд состоялся в 1912 году под покровительством митрополита Владимира (Богоявленского). В нем приняло участие 470 человек, из них 277 – духовенство, 26 – педагоги, 32 –врачи. Вопросы, рассмотренные съездом, включали в себя: религиозно-нравственные и научные основы борьбы с пьянством; организация борьбы с алкоголизмом посредством обществ трезвости, братств, попечительств и других подобных им учреждений; меры борьбы с появлением пьянства в бытовой жизни народа; школьный алкоголизм и меры по борьбе с ним;борьба через школу с народным алкоголизмом; литературно-научная борьба (газеты, журналы, научно-популярные лекции, музеи, противоалкогольные выставки и пр.).

Рефреном в докладах участников съезда звучали две мысли: о том, что пастырь сам в первую очередь должен подавать пастве пример трезвости, а так же о значимости обета трезвости. Однако, некоторые выступающие (в частности, священник Иоанн Виноградов, председатель Успенского Общества трезвости (Вышний Волочек, Тверской губ.) предупреждал, что мало еще дать обет и затем предоставить трезвенника самому себе,– мало потому, что у записавшегося, прежде всего, является много свободного времени, ранее проводимого в выпивках, и соединенных с этим удовольствиях и развлечениях, а, с другой стороны, и вся внешняя обстановка жизни записавшихся "в тревость" должна, естественно, резко измениться. Прежде всего руководителю Общества необходимо быть в самом живом духовном взаимообщении с трезвенниками: чаще совершать для них богослужения, устраивать собрания, вести беседы, чтения, устраивать духовные хоры, религиозные паломничества и т. п. Необходимо духовно связать трезвенника с Обществом, так сказать,приохотить к Обществу так, чтобы он чувствовал себя живым членом трезвенной организации, одним из массы людей, стремящихся к общим, всем одинаково дорогим целям. Ввиду этого, следует озаботиться, чтобы большее число членов Общества имели в его деятельности и учреждениях какую либо активную, хотя бы самую малейшую роль.

Съезд предложил следующие рекомендации по организации борьбы с пьянством:
- Создавать приходские общества трезвости. Поскольку при современном состоянии приходской жизни эти учреждения необходимы в каждом приходе и являются нравственнообязательным пастырским делом каждого священника. 
- Ввиду влияния женщины на семью и общество, Съезд находит нужным предоставить ей
возможно широкое активное участие в обществах трезвости; в особенности же важно и полезно участие в этом деле жен священников.
- Признается желательным для более устойчивой и успешной деятельности обществ и
Братств трезвости: а) предоставление возможно широкой самодеятельности и инициативы членами этих организаций в делах трезвости; б) возможно частые устройства общих членских собраний, где бы братья и сестры принимали живейшее участие; в) открывать в городах, кроме приходских обществ трезвости, общегородские. Подобные общества могут также открываться в больших селах, посадах и местечках.

Резюме:
В 1895-1904 гг. В России потреблялось 2,67 литров безводного алкоголя на душу
населения в год, в настоящее время по разным данным потребление составляет от
12 до 18 литров. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) уровень потребления свыше 8 литров в год ведет к необратимой деградации на
селения.

20 сентября 2012 г. 11:55
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи