выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Обложка ноябрьского номера «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год
ЖМП № 11 ноябрь 2021 /  10 ноября 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Вышел в свет №11 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год

К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»:

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

В ноябре исполняется 75 лет Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мы знаем, что Господь поставляет во главе Церкви именно того архипастыря, дарования которого принесут нужный в данный момент для Церкви плод. 

Святейший Патриарх Кирилл, несомненно, относится к небольшому числу тех деятелей Церкви, которых можно назвать истинными богословами. Богословие здесь нужно понимать не в узко научном смысле слова и не только в значении проповеди как реализации теологических знаний. Святитель Григорий Нисский говорил о том, что если человек хочет заниматься богословием, то его жизнь должна соответствовать его вере, ибо не может быть «православия» без «праводелания». Эти слова могут быть обращены к любому пастырю, подающему своей жизнью пример верным, но они особенно важны, когда идет речь о Предстоятеле Церкви. И здесь мы видим следование этому принципу: богословие для Святейшего Патриарха Кирилла — не сухое знание святоотеческого наследия и догматических истин, но каждодневное исполнение Евангелия. Преподание примера для Церкви является важнейшей составляющей служения любого Предстоятеля, в самом образе жизни которого Церковь обнаруживает необходимое направление движения. И если вспомнить слова священномученика Иринея Лионского о том, что наше учение согласуется с Евхаристией, а Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение, то мы можем с уверенностью говорить о том, что свое богословское видение Церкви Святейший Патриарх Кирилл основывает на Евхаристии как на сердцевине жизни и всего христианского сообщества, и каждого верующего человека. При этом он сам много лет неуклонно следует этому принципу, и в многолюдных поездках, и в вынужденном одиночестве начиная свое служение с совершения Божественной литургии.

Богословская мысль Святейшего Патриарха проявляет себя и в заботах о церковном устройстве: двести епископов, рукоположенных им за годы первосвятительства, несут ответственное служение, исполняя задачу, поставленную еще в первом веке христианства Игнатием Богоносцем: «Где будет епископ, там должен быть и народ». В двадцать первом веке эта задача реализуется в Русской Церкви. Попечение о приходе, о церковной общине, которая становится центром собирания людей вокруг Христа, где Евхаристия продолжается в делах милосердия, просвещения, попечения о тех, кто во власти, в армии, в узах, всегда остается одной из главных задач богословия Патриарха. Качественное образование стоящего во главе общины пастыря, возможность совершать богослужение в доступном для прихожан храме, устройство приходской жизни в полноте различных служений стали обязательным и необходимым условием существования Русской Православной Церкви в последние десять лет. 

Единство Церкви оказывается возможным только тогда, когда в ее основе — единомыслие в главном. И благодаря этому единомыслию становится возможным собирание в Церкви людей самых разных взглядов. Внутренняя свобода членов Церкви при сохранении главного — единства православной веры — еще одно свидетельство подлинного богословия ее Предстоятеля. 

Внутренняя крепость Церкви всегда проходит проверку внешними угрозами, которые никогда не прекращаются, а только меняют свою форму. Русская Церковь в первой половине двадцатого века находилась на грани гибели, но подвигом сонма исповедников веры Церковь была сохранена.

 В нынешнее время при внешнем благополучии возникают иные серьезные опасности, угрожающие единству и соборности всей полноты Православной Церкви. И здесь раскрывается богословский подход Святейшего Патриарха, который в своем видении Церкви как Тела Христова даже в малом не поступается принципами каноничности церковного устройства. 

Но самое главное и существенное измерение богословия всегда бывает связано с личным опытом молитвы. И эта грань богословия для нашего Патриарха является не только важнейшим наполнением его жизни, но и тем главным призывом, с которым он обращается на протяжении всей жизни к своей пастве.

Миряне, монашествующие, духовенство, епископат Русской Православной Церкви видят в своем Предстоятеле пример преданного сына Церкви, дорожащего своим служением, как той драгоценной жемчужиной, ради которой он оставил все прочее.

Несмотря на то что внешние условия вынудили перенести общецерковные торжества в честь юбилея Его Святейшества на 2022 год, все верные чада Русской Православной Церкви 20 ноября 2021 года вознесут молитву о своем Предстоятеле, управляющем кораб-лем нашей Церкви в это непростое и судьбоносное время.

Многая лета Святейшему Патриарху Кириллу!


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

 
Официальная хроника

■ Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла

■ Определения Священного Синода

■ Содействовать примирению народов Азербайджана и Армении ради блага поколений

■ Заявление Святейшего Патриарха Кирилла по итогам трехсторонней встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России

■ Воспитание детей в религиозной культуре — прививка от вовлечения их в деструктивные группы

■ Преемственность благодатных даров виртуализации не терпит. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла перед делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации»

■ Церковь отвечает на вызовы цифровизации. В Подмосковье прошел IХ Международный фестиваль «Вера и слово»

 

Юбилей Предстоятеля

■ Митрополит Омский и Таврический Владимир. Крест и высокая миссия Предстоятеля. К 75-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

■ Владимир Аннушкин. Служитель Слова. Святейший Патриарх Кирилл — словесник, ритор, благовестник

■ Николай Георгиев. Хоровая школа на Монастырском острове.Как живут и учатся будущие регенты в Санкт-Петербургской духовной академии — флагмане церковно-певческого образования в России

■ Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. Регентов в Санкт-Петербургской академии обучают, опираясь на живую церковно-певческую традицию

■ Алексей Реутский. Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей. Смоленская духовная семинария: тридцать лет истории, трудов и забот Святейшего Патриарха

■ Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело

■ Священник Георгий Урбанович, Серафима Ерохова. Балтийский рубеж. Оплот православной веры на западе России: прошлое и настоящее Калининградской епархии

■ Евгений Полищук. Любая модернизация должна включать нравственное измерение. Книги Предстоятеля Русской Церкви: о христианских ценностях, духовной борьбе и цивилизации потребления


800-летие Александра Невского

 ■ Дмитрий Анохин. Если Господь — ведущий. Как чтут память святого благоверного князя на границе Европы и Азии в Ставрополье


Катехизация

 ■ Елена Алексеева. Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего. Библейские встречи: опыт организации и проведения


Чтение

 ■ Новые книги издательского дома «Познание»

10 ноября 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00