iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Обложка ноябрьского номера «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год
ЖМП № 11 ноябрь 2021 /  10 ноября 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Вышел в свет №11 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год

К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»:

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

В ноябре исполняется 75 лет Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мы знаем, что Господь поставляет во главе Церкви именно того архипастыря, дарования которого принесут нужный в данный момент для Церкви плод. 

Святейший Патриарх Кирилл, несомненно, относится к небольшому числу тех деятелей Церкви, которых можно назвать истинными богословами. Богословие здесь нужно понимать не в узко научном смысле слова и не только в значении проповеди как реализации теологических знаний. Святитель Григорий Нисский говорил о том, что если человек хочет заниматься богословием, то его жизнь должна соответствовать его вере, ибо не может быть «православия» без «праводелания». Эти слова могут быть обращены к любому пастырю, подающему своей жизнью пример верным, но они особенно важны, когда идет речь о Предстоятеле Церкви. И здесь мы видим следование этому принципу: богословие для Святейшего Патриарха Кирилла — не сухое знание святоотеческого наследия и догматических истин, но каждодневное исполнение Евангелия. Преподание примера для Церкви является важнейшей составляющей служения любого Предстоятеля, в самом образе жизни которого Церковь обнаруживает необходимое направление движения. И если вспомнить слова священномученика Иринея Лионского о том, что наше учение согласуется с Евхаристией, а Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение, то мы можем с уверенностью говорить о том, что свое богословское видение Церкви Святейший Патриарх Кирилл основывает на Евхаристии как на сердцевине жизни и всего христианского сообщества, и каждого верующего человека. При этом он сам много лет неуклонно следует этому принципу, и в многолюдных поездках, и в вынужденном одиночестве начиная свое служение с совершения Божественной литургии.

Богословская мысль Святейшего Патриарха проявляет себя и в заботах о церковном устройстве: двести епископов, рукоположенных им за годы первосвятительства, несут ответственное служение, исполняя задачу, поставленную еще в первом веке христианства Игнатием Богоносцем: «Где будет епископ, там должен быть и народ». В двадцать первом веке эта задача реализуется в Русской Церкви. Попечение о приходе, о церковной общине, которая становится центром собирания людей вокруг Христа, где Евхаристия продолжается в делах милосердия, просвещения, попечения о тех, кто во власти, в армии, в узах, всегда остается одной из главных задач богословия Патриарха. Качественное образование стоящего во главе общины пастыря, возможность совершать богослужение в доступном для прихожан храме, устройство приходской жизни в полноте различных служений стали обязательным и необходимым условием существования Русской Православной Церкви в последние десять лет. 

Единство Церкви оказывается возможным только тогда, когда в ее основе — единомыслие в главном. И благодаря этому единомыслию становится возможным собирание в Церкви людей самых разных взглядов. Внутренняя свобода членов Церкви при сохранении главного — единства православной веры — еще одно свидетельство подлинного богословия ее Предстоятеля. 

Внутренняя крепость Церкви всегда проходит проверку внешними угрозами, которые никогда не прекращаются, а только меняют свою форму. Русская Церковь в первой половине двадцатого века находилась на грани гибели, но подвигом сонма исповедников веры Церковь была сохранена.

 В нынешнее время при внешнем благополучии возникают иные серьезные опасности, угрожающие единству и соборности всей полноты Православной Церкви. И здесь раскрывается богословский подход Святейшего Патриарха, который в своем видении Церкви как Тела Христова даже в малом не поступается принципами каноничности церковного устройства. 

Но самое главное и существенное измерение богословия всегда бывает связано с личным опытом молитвы. И эта грань богословия для нашего Патриарха является не только важнейшим наполнением его жизни, но и тем главным призывом, с которым он обращается на протяжении всей жизни к своей пастве.

Миряне, монашествующие, духовенство, епископат Русской Православной Церкви видят в своем Предстоятеле пример преданного сына Церкви, дорожащего своим служением, как той драгоценной жемчужиной, ради которой он оставил все прочее.

Несмотря на то что внешние условия вынудили перенести общецерковные торжества в честь юбилея Его Святейшества на 2022 год, все верные чада Русской Православной Церкви 20 ноября 2021 года вознесут молитву о своем Предстоятеле, управляющем кораб-лем нашей Церкви в это непростое и судьбоносное время.

Многая лета Святейшему Патриарху Кириллу!


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

 
Официальная хроника

■ Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла

■ Определения Священного Синода

■ Содействовать примирению народов Азербайджана и Армении ради блага поколений

■ Заявление Святейшего Патриарха Кирилла по итогам трехсторонней встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России

■ Воспитание детей в религиозной культуре — прививка от вовлечения их в деструктивные группы

■ Преемственность благодатных даров виртуализации не терпит. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла перед делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации»

■ Церковь отвечает на вызовы цифровизации. В Подмосковье прошел IХ Международный фестиваль «Вера и слово»

 

Юбилей Предстоятеля

■ Митрополит Омский и Таврический Владимир. Крест и высокая миссия Предстоятеля. К 75-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

■ Владимир Аннушкин. Служитель Слова. Святейший Патриарх Кирилл — словесник, ритор, благовестник

■ Николай Георгиев. Хоровая школа на Монастырском острове.Как живут и учатся будущие регенты в Санкт-Петербургской духовной академии — флагмане церковно-певческого образования в России

■ Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. Регентов в Санкт-Петербургской академии обучают, опираясь на живую церковно-певческую традицию

■ Алексей Реутский. Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей. Смоленская духовная семинария: тридцать лет истории, трудов и забот Святейшего Патриарха

■ Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело

■ Священник Георгий Урбанович, Серафима Ерохова. Балтийский рубеж. Оплот православной веры на западе России: прошлое и настоящее Калининградской епархии

■ Евгений Полищук. Любая модернизация должна включать нравственное измерение. Книги Предстоятеля Русской Церкви: о христианских ценностях, духовной борьбе и цивилизации потребления


800-летие Александра Невского

 ■ Дмитрий Анохин. Если Господь — ведущий. Как чтут память святого благоверного князя на границе Европы и Азии в Ставрополье


Катехизация

 ■ Елена Алексеева. Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего. Библейские встречи: опыт организации и проведения


Чтение

 ■ Новые книги издательского дома «Познание»

10 ноября 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00