iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
Посох. Россия, 1914 - 1917. Железо, медь
24 сентября 2014 г. 11:00
версия для печати версия для печати

В Оружейной палате демонстрируют фронтовой священнический посох, последнее пасхальное яйцо Фаберже из императорской коллекции и статут несуществующего российского ордена

В Оружейной палате вчера открылась подготовленная Музеями Московского Кремля выставка «О доблестях, о подвигах, о славе...», посвященная 100-летию Первой мировой войны. В расположенных в нижнем парадном вестибюле витринах разместились всего полсотни экспонатов. Но буквально за каждым — интересная человеческая судьба или полудетективная история, причем большинство раритетов демонстрируется впервые.

«В наших фондах нет большого количества мемориальных предметов, связанных с Первой мировой войной. В основном мы показываем здесь наследие, эвакуированное в Москву в 1918 году во время наступления немецких войск на Петроград, - объясняет генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. - И даже в нем выделяется настоящая сенсация: подлинный Статут ордена св. Ольги, учрежденного во время Первой мировой войны. Награждать им предполагалось женщин, имеющих большие заслуги в гражданской службе в военное время либо внесших значительный личный вклад в победу над врагом. Любопытно, что статут есть, а самого ордена нет. Документально известно о единственном экземпляре награды, которой была удостоена Вера Панаева (+ 1923) — мать павших на поле брани георгиевских кавалеров офицеров Бориса, Гурия и Льва. Но сам орден до нас не дошел».

К редкой разновидности окопного творчества относится священнический посох, изготовленный прямо на позициях из казачьей шашки образца 1910 года, гранаты-лимонки и соединенных крестом четырех патронов от мосинской винтовки. Эту «премьеру» специально отреставрировали к нынешней выставке, хотя находится в основных кремлевских музейных фондах она очень давно. «К сожалению, об этом предмете почти ничего не известно, - говорит куратор выставки в.н.с. Оружейной палаты Василий Новоселов. - К нам он попал после революции из закрытого московского Троицкого подворья».

Но, пожалуй, экспонат № 1, мимо которого нельзя пройти — все же последнее пасхальное яйцо Фаберже из насчитывающей 10 реликвий «императорской» коллекции. Николай II подарил его супруге на Пасху 1916 года. Сообразно моменту ювелиры знаменитой фирмы не стали прибегать к традиционным драгметаллам, обошедшись обыкновенной артиллерийской сталью. «Яйцо очень верно передает атмосферу тех лет, - замечает в.н.с. Оружейной палаты Татьяна Мунтян. — Подставки выполнены в виде четырех орудийных снарядов, а в качестве секрета выступает акварельная миниатюра по кости на стальном мольберте, изображающая сцену посещения императором и цесаревичем позиций русских войск на фронте».

Выставка открыта до 5 ноября

24 сентября 2014 г. 11:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00