iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Скорбященской церкви вернули историческую цветовую гамму
7 декабря 2012 г. 18:30
версия для печати версия для печати

В Замоскворечье за счет московского бюджета отреставрированы два богослужебных здания

Сегодня финишировали предусмотренные планом текущего года реставрационные работы на двух знаковых замоскворецких зданиях: на колокольне Храма Ивана Предтечи что под Бором и на Храме иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Источник финансирования в обоих случаях — московский городской бюджет, хотя средства выделялись по двум разным каналам.

Знаменитая колокольня второй половины XVIII в. — архитектурная доминанта всей Пятницкой улицы — вошла в программу реставрации фасадов исторического центра "57 улиц". Ждавший несколько десятилетий серьезных восстановительных работ объект культурного наследия федерального значения приведен в порядок практически за месяц. Оговоримся, правда, что специалисты Реставрационно-строительной компании "Возрождение" работали только на фасадах (по сложившейся в Москве практике бюджетные деньги не расходуются на восстановление элементов интерьера и внутреннего храмового убранства). Но сделано все равно немало: воссоздан исторический облик шпиля, заново перекрыт медью купол с главкой и с "яблоком", обновлены штукатурка и кирпичная кладка, усилены стены, методом инъектирования устроена гидроизоляция.

"Строго говоря, город не обязан тратить на это бюджетные деньги. По общемировым меркам поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии — забота их владельцев или пользователей, и фактически мы могли бы ограничиваться вынесением предписаний находящемуся здесь Патриаршему подворью, - рассказал ЦВ советник руководителя столичного Департамента культурного наследия Николай Переслегин. - Но московские власти так никогда не поступят. Ведь фасады исторического центра формируют городскую среду, настроение и общее впечатление от российской столицы, и придание им должного вида — наша общая задача".

Еще один объект культурного наследия федерального значения — Скорбященская церковь (зодчие Василий Баженов и Осип Бове) — вошла в другую городскую программу — возмещения затрат религиозным организациям в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ. "Церковный Вестник" подробно рассказывал о соответствующей практике выделения бюджетных средств, получившей в 2012 году новую форму субсидий. Храму по Большой Ордынке, 20, выделены субсидии в размере свыше 20 миллионов рублей. Потрачены они в основном на придание первоначального колористического облика фасадам. Как поведала главный архитектор проекта реставрации руководитель 6-й мастерской Центральных научно-проектных и реставрационных мастерских Министерства культуры РФ Ирина Калугина, решить эту задачу оказалось не так-то просто: пришлось расчищать большое количество слоев старой краски, грунтовки и штукатурки, удалять повредившие белокаменную облицовку фрагменты позднейших цементных включений, заменять проржавевшие компоненты оригинальных дверей. Серьезным оказалось состояние нескольких колонн, особенно контактировавших с металлом фрагментов. Фактически профинансированные посредством городских субсидий работы стали первым этапом комплексной реставрации всего храма, который последний раз капитально ремонтировался в 1948 году перед возобновлением здесь богослужений. В следующем году планируется завершить воссоздание колокольни и некоторых капителей, которые пока остаются в лесах и под маскировочной сеткой.

"Мы планируем привлекать спонсорские средства на продолжение работ. Но без структур городской власти комплексное воссоздание таких объектов вряд ли возможно. Да, наверное, это было бы и неправильно: Москва наш общий дом, и все мы сообща отвечаем за то, чтобы нам было в нем комфортно, - резюмировал в комментарии для ЦВ настоятель Храма иконы божией Матери "Всех Скорбящих Радость" председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. - Сегодня у нас есть предварительное согласие Департамента культурного наследия на участие в реставрации фасадов храма черниговских чудотворцев Михаила и Феодора, приписным к которому является церковь Иоанна Предтечи под Бором. В аварийном состоянии также входящий в здешнее Патриаршее подворье странноприимный дом, совместное решение по которому еще предстоит найти".

7 декабря 2012 г. 18:30
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00