выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Некрологи
Архимандрит Филарет (Овчаренко)
ЖМП № 7 июль 2016 /  22 августа 2016 г. 14:40
версия для печати версия для печати

Архимандрит Филарет (Овчаренко)

Архимандрит Филарет (Овчаренко)
       
16.11. 1976–11.06.2016
       
Насельник Киевского Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Филарет (Овчаренко) отошел ко Господу 11 июня.
       
Олег Игоревич Овчаренко родился 16 ноября 1976 года в Магадане. Детские и юношеские годы провел в Симферополе, где, воцерковившись, нес послушание иподиакона у митрополита Симферопольского и Крымского. После обретения в 1996 году мощей святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) Олег принимал участие в торжестве прославления этого великого святого, которого с тех пор особенно почитал.

После окончания школы поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, где 6 сентября 1995 года был пострижен в рясофор. С 20 лет — в братии Киевского Троицкого Ионинского монастыря, возрожденного в 1991 году. 16 марта 1997 года его рукоположили в сан иеродиакона. 7 апреля 1998 года тогдашний наместник архимандрит Агапит (ныне митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский) постриг его в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Киевского. Чуть больше года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В Ионинском монастыре нес послушания келаря, затем гостиничного. Около года он прожил в монастыре Дохиар на Святой горе Афон. 22 января 2002 года возведен в сан игумена. 22 января 2012 года — в сан архимандрита.

Отца Филарета отличали ревностная вера и твердое упование на Господа и на Его милость. Прочитав в юношеские годы Киево-Печерский патерик, он с тех пор стремился побывать в Киево-Печерской лавре. Когда он впервые приехал в обитель, по его собственным словам, испытал особо чувство. «Это именно мое, здесь и я должен быть», — сказал себе тогда юноша. В лавре он начинал послушником, приобретал первый монашеский опыт.

Примечательно, насколько твердым было упование будущего отца Филарета на Промысл Божий в выборе своего жизненного пути. «Я был тогда еще совсем молодым, “зеленым” послушником и не мог решиться — оставаться в монастыре или нет, — рассказывал он. — Как-то утром шел с ранней Литургии, которая совершалась в Дальних пещерах, и на выходе из деревянной крытой галереи, ведущей от Дальних пещер к Ближним, увидел отца Агапита. Он стоял жизнерадостный, улыбающийся, как всегда, с хорошим настроением… Я к нему подошел: “Отец Агапит, благословите!” “Будешь монахом, Бог тебя благословит!” Меня это подбодрило, и я принял это как волю Божию».

Прихожане знали батюшку как отзывчивого, сострадательного человека, пастыря, живо откликающегося на призыв о помощи как горячей молитвой, так и личным участием в любых житейских нуждах. Исполняя послушание в монастырской гостинице, отец Филарет принимал людей с радушием и гостеприимностью, к возникавшим сложностям относился с терпением и часто сам исполнял всю необходимую работу, не желая утруждать помощников. Собратья-монахи отмечали, насколько действенным было его участие в жизни обездоленных и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Он помогал очень многим, и хотя старался делать это втайне, часто кто-то из братии становился невольным очевидцем его заботы о ближних.
Архимандрит Филарет отошел ко Господу в возрасте 39 лет. Смерть наступила от тромбоза легочной артерии, развившегося в результате внезапной болезни.

Для Киевского Троицкого Ионинского монастыря, который за короткое время со дня своего возрождения стал центром миссионерского, социального, молодежного служения, каждый монах на счету. Более двадцати лет братия совместно молится и трудится практически в том же составе, что собрался в этих некогда полуразрушенных стенах. За это время лишь одного брата довелось хоронить — архимандрита Мелхиседека в 2010 году. И вот сейчас не стало архимандрита Филарета.

Особый Промысл Божий братия видит в том, что Господь призвал к Себе Своего служителя в день памяти святителя Луки Крымского, которого покойный отец Филарет очень почитал. Уповая на милость Божию, братия непрестанно возносит молитвы о новопреставленном архимандрите Филарете.



епископ Обуховский Иона, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря
22 августа 2016 г. 14:40
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00