iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Некрологи
Архимандрит Филарет (Овчаренко)
ЖМП № 7 июль 2016 /  22 августа 2016 г. 14:40
версия для печати версия для печати

Архимандрит Филарет (Овчаренко)

Архимандрит Филарет (Овчаренко)
       
16.11. 1976–11.06.2016
       
Насельник Киевского Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Филарет (Овчаренко) отошел ко Господу 11 июня.
       
Олег Игоревич Овчаренко родился 16 ноября 1976 года в Магадане. Детские и юношеские годы провел в Симферополе, где, воцерковившись, нес послушание иподиакона у митрополита Симферопольского и Крымского. После обретения в 1996 году мощей святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) Олег принимал участие в торжестве прославления этого великого святого, которого с тех пор особенно почитал.

После окончания школы поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, где 6 сентября 1995 года был пострижен в рясофор. С 20 лет — в братии Киевского Троицкого Ионинского монастыря, возрожденного в 1991 году. 16 марта 1997 года его рукоположили в сан иеродиакона. 7 апреля 1998 года тогдашний наместник архимандрит Агапит (ныне митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский) постриг его в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Киевского. Чуть больше года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В Ионинском монастыре нес послушания келаря, затем гостиничного. Около года он прожил в монастыре Дохиар на Святой горе Афон. 22 января 2002 года возведен в сан игумена. 22 января 2012 года — в сан архимандрита.

Отца Филарета отличали ревностная вера и твердое упование на Господа и на Его милость. Прочитав в юношеские годы Киево-Печерский патерик, он с тех пор стремился побывать в Киево-Печерской лавре. Когда он впервые приехал в обитель, по его собственным словам, испытал особо чувство. «Это именно мое, здесь и я должен быть», — сказал себе тогда юноша. В лавре он начинал послушником, приобретал первый монашеский опыт.

Примечательно, насколько твердым было упование будущего отца Филарета на Промысл Божий в выборе своего жизненного пути. «Я был тогда еще совсем молодым, “зеленым” послушником и не мог решиться — оставаться в монастыре или нет, — рассказывал он. — Как-то утром шел с ранней Литургии, которая совершалась в Дальних пещерах, и на выходе из деревянной крытой галереи, ведущей от Дальних пещер к Ближним, увидел отца Агапита. Он стоял жизнерадостный, улыбающийся, как всегда, с хорошим настроением… Я к нему подошел: “Отец Агапит, благословите!” “Будешь монахом, Бог тебя благословит!” Меня это подбодрило, и я принял это как волю Божию».

Прихожане знали батюшку как отзывчивого, сострадательного человека, пастыря, живо откликающегося на призыв о помощи как горячей молитвой, так и личным участием в любых житейских нуждах. Исполняя послушание в монастырской гостинице, отец Филарет принимал людей с радушием и гостеприимностью, к возникавшим сложностям относился с терпением и часто сам исполнял всю необходимую работу, не желая утруждать помощников. Собратья-монахи отмечали, насколько действенным было его участие в жизни обездоленных и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Он помогал очень многим, и хотя старался делать это втайне, часто кто-то из братии становился невольным очевидцем его заботы о ближних.
Архимандрит Филарет отошел ко Господу в возрасте 39 лет. Смерть наступила от тромбоза легочной артерии, развившегося в результате внезапной болезни.

Для Киевского Троицкого Ионинского монастыря, который за короткое время со дня своего возрождения стал центром миссионерского, социального, молодежного служения, каждый монах на счету. Более двадцати лет братия совместно молится и трудится практически в том же составе, что собрался в этих некогда полуразрушенных стенах. За это время лишь одного брата довелось хоронить — архимандрита Мелхиседека в 2010 году. И вот сейчас не стало архимандрита Филарета.

Особый Промысл Божий братия видит в том, что Господь призвал к Себе Своего служителя в день памяти святителя Луки Крымского, которого покойный отец Филарет очень почитал. Уповая на милость Божию, братия непрестанно возносит молитвы о новопреставленном архимандрите Филарете.



Епископ Обуховский Иона, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря
22 августа 2016 г. 14:40
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00