выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Некрологи
схиигумения Варвара (Трофимова)
ЖМП № 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Ее душа была открыта Богу..." Прот. Артемий Владимиров о схиигумении Варваре

Схиигумения Варвара (Трофимова, +08.02.2011) более полувека несла свое монашеское послушание по благословению преподобного Серафима Вырицкого. Духовная связь с этим мужем «разума и силы» не прерывалась у будущей игумении Пюхтицкой обители никогда. Получив от него в напутствие большую просфору, она вступила в благословенные пределы Журавлиной горы — Куремяэ — 1 августа 1952 года, в день преподобного Серафима.

Никогда ни на минуту не пожалела послушница Валентина (впоследствии монахиня Варвара) о своем решении посвятить жизнь Господу, любить Которого всеми силами души научили ее благочестивые родители Алексий и Мария, честные и скромные труженики небольшого городка Чудова Новгородской области. От них матушка восприняла как Божий дар различные таланты, приумноженные во сто крат неустанными трудами по благоустроению Пюхтицкого монастыря. Такой и запечатлелась она в моей памяти: бодрой, никогда не унывающей, энергической личностью, сильной сознанием своей немощи, благодушной и терпеливой в скорбях, умевшей тонким и теплым юмором снимать сердечную тугу приходивших к ней людей.

Спад гонений на Церковь в Советской России после Великой победы 1945 года был непродолжительным. В ту суровую эпоху нелегко было пронести по жизни искру веры, тем паче свечу иноческого служения. Духовное счастье матушки Варвары — в окружении ее «мудрыми девами с возжженными светильниками в руках». Это и богомудрая игумения Нина, настоятельница Виленского монастыря, где сестра Варвара была пострижена в мантию в 1958 году и где она по крупицам в течение 12 лет, как трудолюбивая пчела, собирала мед благодатной мудрости, молитвы к Богу и служения людям. Там прошла первая встреча с отцом Николаем Гурьяновым, который впоследствии поселился на всем известном ныне островке Залит и никогда не оставлял матушку и ее обитель своим попечением, равно как и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерской обители. Этих насыщенных рассудительной любовью пастырей матушка именовала своими духовными отцами и «друзьями во Христе».

Чем объяснить столь непререкаемый нравственный авторитет Пюхтицкой матушки, которую многие называли игуменией игумений современных женских обителей России? Думается, ее причастностью с юных лет к нелегким монастырским послушаниям на пюхтицких покосах, на уборке осенних плодов, на скотном дворе… Годами матушка опытно дознавала как человеческую немощь, так и благодать соборного труда, отзывающегося в сестринских сердцах миром и благодарением Создателя.

Четыре года ученичества в Пюхтицах и 12 лет духовного окормления у виленской старицы (игумении Нины) были основанием для Святейшего Патриарха Алексия II поручить монахине Варваре управление ставшей родной для нее Пюхтицкой обителью. В 1968 году будущий Патриарх Алексий II возвел монахиню Варвару в сан игумении в таллинском Александро-Невском соборе на праздник Богоявления.

Примечательно, что Пюхтица была излюбленным местом детских паломничеств как для Святейшего Патриарха Алексия II, так и для Святейшего Патриарха Кирилла. В тесном соработничестве со Святейшим Патриархом Алексием II прошли 40 лет игуменства матушки Варвары, вплоть до кончины Первосвятителя в декабре 2008 года. Узкие рамки некролога не позволяют нам подробно рассказать о возведенных матушкой храмах, монастырских зданиях, благоустроении жизни обители, которой в 1990 году было даровано звание ставропигиальной. Понимая значение полюбившегося ему с детства места явления чудотворной иконы Успения Божией Матери для судеб православия в Балтии, Патриарх Алексий II с отеческой заботой поддерживал все начинания неутомимой в трудах матушки Варвары.

И поныне монастырь, будучи райским уголком Святой Руси, по справедливости считается одной из самых ярких достопримечательностей Эстонского государства, о чем выразительно свидетельствует соболезнование сестрам обители, присланное Президентом Эстонии Т.Х. Ильвесом. Вспоминая свою последнюю встречу с настоятельницей, состоявшуюся несколько лет назад в Куремяэ, он пишет об игумении Варваре как о «ясном, духовно чистом человеке, чья душа была открыта Богу и служению ближним». В послании Президента сказано, что матушка сделала обитель «местом поддержки тысяч людей», тем самым способствуя возрождению духовности в Эстонии. Несомненно, что эти важные в устах государственного лидера слова совсем не дань дипломатической вежливости. Тысячи сердец принесли ко гробу новопреставленной святую дань благодарности за труд любви, в течение более четырех десятилетий проповедуемой делами, а не словами. По мысли игумении Варвары, вверенная ей священноначалием обитель Богоматери призвана служить дарами русского гостеприимства и монашеского хлебосольства ближним и дальним — всем, кого только ни приведет к пюхтицким вратам Царица Небесная.

И сейчас, взирая на портрет почившей настоятельницы, мы не можем оторвать глаз от ее убеленного и умягченного скорбями лица. Ее материнский взор пронизан той светлой печалью и сострадательностью любви, которые всего лучше говорят о том, что евангельская соль не оскудела в сердцах духовных наставников наших. «Игумения Варвара, — сказал при вести о кончине матушки митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, — собирала не только камни для зданий, но и духовную пищу, подавая ее людям, которые искали такой пищи и приезжали за ней в монастырь».

Место своего упокоения схиигумения Варвара нашла близ алтаря Никольского кладбищенского храма, совсем неподалеку от овеянного преданиями богатыря-дуба, под сенью которого была обретена в XVI веке чудотворная икона Успения Божией Матери.

Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!

6 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи