выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Некрологи
Пасха. 2006 г.
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  12 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

"О его удивительной жизни хотелось слушать снова и снова". Памяти прот. Василия Брылева

18 июля отошел ко Господу клирик Московской епархии, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев под Ржевом и на Курской дуге протоиерей Василий Брылев. 

Умер протоиерей Василий Брылев. Священник, прослуживший больше 60 лет Богу и Церкви. Человек, помнивший войну, довоенную жизнь, коллективизацию, переживший самые лихие годы гонений на Церковь. Все то, о чем мы можем сегодня знать из книг и скудных кинохроник, он помнил и пережил непосредственно как участник той жизни.

Кто близко знал отца Василия, знали его в первую очередь как замечательного рассказчика. Самые интересные эпизоды своей жизни батюшка рассказывал и многократно пересказывал во время встреч с прихожанами. У него был явный талант — слушатели замирали и ловили каждое слово отца Василия. О его удивительной жизни хотелось слушать снова и снова.

Родился Василий Брылев 1 марта 1924 года в селе Сытное Середино-Будского района Черниговской области (в настоящее время Сумской области). Детство его пришлось на печально известную эпоху коллективизации, индустриализации и сталинских репрессий. Об этой поре отец Василий рассказывал: «О моих родителях Екатерине Спиридоновне и Михаиле Демьяновиче я сохранил самые трогательные воспоминания как о людях глубоко верующих, достойно и честно проживших свою жизнь... Когда мне было восемь лет, арестовали и раскулачили отца, отказавшегося вступить в колхоз. Отобрали землю, зерно, скот, инструмент. Нас было семеро детей, мы буквально пухли с голоду, питались травой. Едва живых от постоянного голода мать водила нас по разбитой проселочной дороге в единственную в округе действующую церковь. Бывало, идем на службу, от голода еле на ногах стоим, а до храма —  девять километров. Идем мимо колхозного поля, где зерно растет, а кушать хочется, мы говорим матери: можно ли нам сорвать несколько колосков? А она отвечает, что нельзя: это не наше, они у нас все отняли, а мы не будем у них воровать».

В каждом эпизоде своих рассказов батюшка всегда на первое место ставил вопрос о вере в Бога и необходимости жить в постоянном послушании Ему.

Первый класс школы Василий окончил на родине, в Черниговской области. Затем в 1934–1935 годах семья перебралась в подмосковное Люблино, на улицу Перерву, после — в поселок Клязьма Пушкинского района. Здесь  продолжалось обучение Василия.  Школьные годы будущий священник вспоминал всегда с горечью. Связано это было с активной атеистической пропагандой, которая, по его словам, была постоянной. «Тяжело было. В школе на каждом уроке учили атеизму. Трудно было выслушивать всё это, да еще и терпеть бесконечные насмешки окружающих. Перед войной окончил я девять классов вечерней школы, курсы бухгалтеров, имел неполное среднетехническое образование», — рассказывал отец Василий.

В Клязьме умер отец Василия. Кроме матери религиозным воспитанием будущего священника занималась монахиня Татиана, которую они приютили у себя дома после закрытия очередного монастыря.

В 1942 году Василию исполнилось 18 лет и его призвали в армию. Отец Василий вспоминал: «Осенью 1942 года и меня призвали. Отправили учиться в Ижевскую военную школу командного состава. Прибыв в эту школу, я сразу написал просьбу о том, чтобы меня отправили на фронт добровольцем. И меня вскоре отправили на действующий фронт под город Ржев красноармейцем. Я всегда был уверен в том, что долг православного христианина — защита Родины. Написал матери о скором вступлении в бой. Та заплакала, тревожась за меня, а монахиня Татиана утешала ее: “Не печалься, вернется твой сокол, но без одного крыла”. Так и случилось. Вернулся. Осколками пробило грудь и легкое, перебило руку. До сих пор эти осколки в теле дают о себе знать».

После Ржева рядового Василия Брылева перебросили на Курскую дугу. Здесь он служил связистом. И здесь же получил свою самую дорогую боевую награду — медаль «За отвагу».

Из воспоминаний протоиерея Василия Брылева о боях на Курской дуге: «Я все время молился. Постоянно. И утром, и днем. Читал все молитвы, которые знал. А знал я их много. Связист-напарник мой — коммунист, какой-то бывший начальник на заводе. Но — безнравственный человек! Часто рассказывал нам, молодым солдатам, непристойные истории. Много ругался матом. В окопе во время обстрела я молюсь, а он давай материться. Я говорю ему, чтобы он помолчал, — нельзя в такой момент ругаться богохульными словами! А он не слушает. И вот однажды, во время очередного обстрела и обрыва провода, он мне велел вместо себя ползти и наладить связь. Без связи в бою невозможно. А у нас как раз закончился кабель — весь измотали, не хватает. Командир приказал намотать немецкий кабель и обеспечить связь. Я попросил напарника: хоть раз ты сходи, ведь коммунист все-таки. Тот ругается крепко в ответ, хулит Бога и Церковь. Он остался в окопчике, а я пополз под ураганный огонь, соединил кабели, связь была обеспечена. А когда приполз обратно, места не узнал. Столь яростен был огонь немцев, всю землю разворотило. Тяжело раненного напарника еле откопал».

Здесь же под Козельском Василий Брылев получил тяжелое осколочное ранение груди и правой руки. Выздоровление растянулось на долгие месяцы. Тяжесть ранения затрудняла эвакуацию раненого в тыл, Василия перевозили из одного госпиталя в другой, сначала в Калугу, затем во Владимир, Пермь, Новосибирск. «Не каждый может пережить войну. Помогают только вера и надежда. На войне для верующего человека спасение в уповании на Бога, чудесным образом избавляющего от смерти. Тогда я дал обещание Богу: выживу, вернусь — стану священником, буду служить Богу и людям, чего бы мне это ни стоило», — вспоминал позже отец Василий.

Правая рука у демобилизованного по инвалидности бойца не работала. Пришлось всему учиться заново: записывать в тетради — левой, рубить дрова — левой, держать ложку — в левой, креститься — левой.

В 1946 году Василий поступил на Богословско-пастырские курсы на территории Московского Новодевичьего монастыря, впоследствии переименованные в Московскую духовную академию и семинарию.

«Писал левой рукой, правая рука болталась свободно. Мать наша очень хотела, чтобы хотя бы один ее сын стал священником. С Божьей помощью я сдал все экзамены хотя конкурс был около 30 человек на место. И во время учебы в семинарии, и во время последующего служения трудно было, почти как на войне», — рассказывал отец Василий.

27 июля 1950 года архиепископом Можайским Макарием Василий Брылев был рукоположен в сан диакона, а 28 июля 1950 года — в сан священника.

Служил отец Василий в храмах Москвы и Подмосковья: в Сокольниках, на Преображенской площади, в Монино, в поселке Удельная, наконец, в поселке Большое Свинорье Наро-Фоминского района. Здесь в Спасском храме протоиерей Василий трудился свои последние сорок лет, начиная с 1971 года.

Жизнь и служение его проходили под постоянным контролем и давлением со стороны КГБ. Постоянно были угрозы, требования сотрудничать, раскрывать тайну исповеди, доносить. С огромными усилиями удалось сохранить полуразрушенный Спасский храм. Даже по тогдашним меркам это было далекое и глухое место. Добраться туда можно было только пешком по бездорожью от шоссе или от железной дороги. Зимой в валенках через поле, а весной и осенью — в сапогах по размокшей глине, отец Василий иногда по несколько раз в день проделывал этот путь. В крыше здания были провалы, отсутствовало несколько окон, из стен вываливались кирпичи, а на колокольне росли деревья. Первым делом отец Василий ввел в практику регулярные богослужения. Однако через некоторое время власти приняли решение закрыть и полностью демонтировать храм из-за «нецелесообразности использования земли и строения». Батюшка стал ездить по всевозможным инстанциям и просить, умолять, требовать у высоких начальников отмены этого решения. Поддержали своего пастыря и прихожане. В конечном итоге удалось добиться отмены этого постановления. Вскоре появились и жертвователи, на деньги которых храм был восстановлен, в него потянулись люди.

Удивительная жизнь и яркая личность отца Василия привлекали к нему людей и из Москвы, и из близлежащих мест. Как священник он был востребован и всегда с готовностью служил людям, ищущим его пастырского окормления. При этом до последнего момента жизни он постоянно посещал общественные мероприятия, на которые его приглашали. Выступал с проповедью и назиданием, свидетельствовал о постоянной помощи Божией, которую он видел на протяжении всей своей жизни.

Последние годы здоровье отца Василия постоянно ухудшалось. Сказывалось тяжелое ранение, многие операции, перенесенные им, были серьезные проблемы с сердцем, прогрессировал рак. Тем не менее отец Василий и думать не желал о том, чтобы отдохнуть, перестать служить, уйти на покой. Для него главной потребностью жизни оставалось служить Богу, стоять у Его престола.Как драгоценный Божий дар расценивал отец Василий возможность активно участвовать в жизни прихода и благочиния.

Его все помнят как человека, удивительно соединявшего в себе две не очень сходные черты характера — строгую ревность пастыря и отеческую доброту. 18 июля протоиерей Василий почил, а 20 июля был похоронен за алтарем Спасского храма села Большое Свинорье.

Да упокоит Господь его светлую душу в небесных обителях!

12 октября 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00