выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Некрологи
Протопресвитер Фома Хопко
ЖМП № 4 апрель 2015 /  24 апреля 2015 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Протопресвитер Фома Хопко

18 марта на 76-м году жизни преставился ко Господу протопресвитер Фома Хопко (28.03.1939–18.03.2015), один из самых известных в США христианских проповедников и педагогов, почетный декан Свято-Владимирской духовной ­семинарии.
Фома Джон Хопко родился в 1939 году в Эндикотте, маленьком городке на севере штата Нью-Йорк. Его родители, Джон Дж. Хопко и Анна Запотоцкая, были карпато-русскими иммигрантами и воспитали своих детей — Фому и его двух сестер — в церковном духе. Родители жили очень скромно, но сам Фома получил прекрасное образование — сначала в Фордемском университете (­диплом бакалавра гуманитарных наук по изучению России), потом в Свято-Владимирской семинарии. Позже он получил диплом магистра философии в  Университете Дьюкена в Питтсбурге, защитил докторскую диссертацию на богословском факультете Фордемского университета. В 1963 году Фома Хопко женился на Анне Шмеман, дочери знаменитого церковного деятеля прот. Александра Шмемана. Вскоре после этого его рукоположили во священника. Признавая заслуги отца Фомы в служении на приходах Православной Церкви в Америке, в 1970 году его возвели в сан протоиерея, а в 1995 году — протопресвитера.

Приходское служение отец Фома сочетал с преподаванием в Свято-Владимирской семинарии (с 1968 по 2002 год), которую возглавлял в 1992–2002 годы. Он преподавал догматическое богословие, которое изучил под руководством профессора Сергея Верховского. Хопко учился у многих выдающихся богословов русской эмиграции, но самое сильное влияние (богословское, пастырское и экклезиологическое) на него, безусловно, оказал отец Александр Шмеман. Именно он вдохновил отца Фому, вложил в него искреннее рвение к истинной жизни в Церкви через ее учение и ее Литургию. В отличие от своих учителей (Шмемана, отца Иоанна Мейендорфа, Николая Арсеньева, Софьи Куломзиной, Сергея Верховского и др.) Хопко был карпатороссом, родившимся в США. И даже несмотря на то, что во многом собственными усилиями стал авторитетным проповедником и пастырем, все равно чувствовал себя «некультурным крестьянином». Однако его происхождение, скромное и столь «американское», позволяло ему среди прочего говорить с такой искренностью и свежестью, доносить Евангелие Иисуса Христа до новых и очень разных слушателей.

Невозможно подсчитать количество тех, чью жизнь изменило свидетельство отца Фомы. Ищущие истины принимали Православие, православные глубже познавали жизнь Церкви. Слушая этого проповедника, нерелигиозные люди понимали, что такое «религия», они осознавали, что Церковь на самом деле не религия, а совершенно новая жизнь, устроение которой происходит в согласии с подлинным Путем, в истинной Правде, то есть в Самом Иисусе Христе. Встречаясь с отцом Фомой, протестанты и католики часто впервые осознавали, что православное христианство — это не просто экзотическая вера «ладана и колоколов», а из всех возможных — наиболее глубокое, напряженное и непосредственно опытное обращение ко Христу.

Христос и Его Крест воистину находились в центре всего, что олицетворял собой отец Фома, о чем он проповедовал, учил, писал, чем он жил. Христос и Его Крест: не «единственно правильный путь к написанию икон», не «отношения Церкви и государства», не «русскость» или «греческость», или даже «православие», которое тоже может быть идолом. Отец Фома гнушался всякой идеологии. Он был близок русским эмигрантским общинам в Америке, десятилетиями служил на приходах Православной Церкви в Америке, участвовал (против своего желания) в церковной политике, а также в экуменическом движении. Он прекрасно знал, что человек склонен превращать религию в идола и забывать о едином на потребу, искренне возмущался, когда видел, что люди растрачивают себя в склоках из-за церковного календаря или из-за возможности изображать на иконе Бога Отца, или из-за несогласия в вопросе о том, всегда ли женщины в храме должны носить платки. И это же рвение подвигало его еще более энергично и радостно провозглашать слово о Кресте (1 Кор. 1, 18). И его проповеди, и лекции неизменно были наполнены ревностью о Боге и радостью, и эти качества особенно подчеркивал его особый дар красноречия.

Проповеди или уроки отца Фомы всегда вызывали у слушателей по крайней мере три реакции.
Во-первых, «меня смирили и очистили, подтолкнули к осознанию того, что я, выбрав приоритеты современного общества, попал на ложный путь». Отец Фома прекрасно знал современный мир во всем его разнообразии. Он много читал, часто путешествовал с лекциями, ездил на экуменические встречи. Он разговаривал с каждым, внимательно всех слушал и обращал свою проповедь и наставление непосредственно к тем, кто его слушал именно сейчас. Отец Фома не прятался от реальностей мира, но и не был ими обольщен. Его понимание мира во всей его красоте и трагическом падении питало его учение о Иисусе Христе и о том, от чего Он нас спасает.

Во-вторых, «мне было весело, я даже смеялся». Может, некоторых это шокирует, но отец Фома обладал невероятным чувством юмора, и он нередко им пользовался в проповедях и лекциях. Иногда это был нервный юмор, потому что этот человек, который так много, так красноречиво и порою так громко говорил, на самом деле был очень застенчивым. Но чаще всего его юмор рождался в умном и чрезвычайно проницательном человеке, который наблюдал мир таким, каков он есть, с точки зрения Божественного замысла о нем. Настоящий юмор укоренен в иронии, и нет большей иронии, чем ирония падшего мира, в который входит Царство Небесное. Юмор отца Фомы был средством понимания и выражения средоточия христианской жизни.

В-третьих, это было воодушевление. У отца Фомы был замечательный ораторский дар, всегда соединявшийся с напряжением, увлеченностью, широтой знаний и внутренней честностью, которые совершенно потрясали слушателей. Они понимали, что выбора нет: необходимо изменить свои взгляды, всю свою жизнь. Больше молиться. Чаще ходить в церковь. Исповедоваться. Привести в согласие свою жизнь, разделенную на религиозную и светскую. Искать одного Истинного Бога, известного по Писаниям, Бога, сотворившего мир Сыном Своим Иисусом Христом и Своим Святым Духом. Бога, дающего нам жизнь, дарующего Святую Церковь и ее таинственную реальность, Бога, постоянно зовущего нас к Себе.

Отец Фома оставил миру много публикаций. Вероятно, самой известной и самой читаемой из них стала серия из четырех книг с общим названием «Православная вера: начальное руководство к Православной Церкви» (The Orthodox Faith: An Elementary Handbook on the Orthodox Church). Эти книги, в первом издании разных цветов — синяя, оранжевая, зеленая и красная (и потому часто называвшиеся «Радужная серия»), служили введением к православной вере и жизни не только для неправославных, но и для людей церковных. Русский перевод называется «Основы Православия». Эту книгу начала распространять в России американская организация «Религиозные книги для России», и уже потом она была переиздана российскими издательствами и охватила широкую аудиторию в посткоммунистический период, когда катехизация стала важной и актуальной задачей.  

Отец Фома написал и другие книги о вере, жизни, посте, о Церкви и обществе, о межхристианских отношениях, а также книги по таким спорным вопросам, как «Женщины и священство» (опубликована в 1983 году, дополнена в 1999-м) и «Христианская вера и однополое влечение» (опубликована в 2006 году, дополненная и исправленная версия должна выйти в ближайшее время). Когда отец Фома писал эту последнюю книгу, он пытался сохранить полную верность церковному Преданию и выразить ее в форме, понятной для людей разных взглядов и опыта, чтобы оно соотносилось с переживаниями и опытом наших современников. Его сочинения, как и его проповедь, основывались на подлинном, личном, пастырском свидетельстве.
Широкая церковная ученость отца Фомы соединялась с пастырской любовью и восприимчивостью, искренностью и честностью перед самим собой и другими. Эти редкие качества пронизывают его книги, литургические проповеди, публичные лекции и уроки в семинарии, встречи на экуменических мероприятиях, а в последнее время и более 400 программ, записанных для Ancient Faith Radio (Антиохийское православное радио в США) и доступных в интернете.
Отец Фома был любящим мужем матушки Анны Хопко, отцом четырех дочерей (Ульяны, Екатерины, Марии и Александры) и сына (протоиерея Джона), дедом шестнадцати внуков и прадедом трех правнуков.

Отпевание отца Фомы совершил Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон. Ему сослужили семь епископов и 60 священников Православной Церкви в Америке, Антиохийской и Греческой архиепископий. Отец Фома похоронен в Свято-Преображенском женском монастыре в Элвуд-Сити (штат Пенсильвания), рядом с которым он вместе с матушкой Анной жил в последние годы.

Петр Бутенев
24 апреля 2015 г. 14:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00