![]()
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
Постриг как награда С Феодоровской колокольни Богоявленского женского монастыря можно бесконечно любоваться не только храмами обители, но и всего древнего Углича. Правда, такая возможность у любителей древнерусской культуры появилась совсем недавно. Всего десять лет назад, когда игумению Антонину (Злотникову) благословили возрождать заброшенный Богоявленский монастырь с 500-летней историей, ее встретили здесь не только ветшающие храмы с прогнившими крышами, но и притон бездомных, городская помойка, жилые корпуса и студенческое общежитие. А красавицы колокольни Феодоровского храма, как и монастырской стены, просто не существовало. PDF-версия.
16 сентября 2021 г. 16:30
Небесный заступник Тверской земли В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. PDF-версия.
16 июля 2021 г. 17:00
Стреляйте, а монастырь выселять не позволим Одигитриевский — первый основанный в Челябинске — монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официальный статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоемы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенес эпохи «ударного построения основ социализма». Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. PDF-версия.
13 июля 2021 г. 19:00
Возрожденный из руин «…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
Тихоокеанский рубеж На долю Серафимовского мужского монастыря на острове Русский в прошлом году выпало немало испытаний: вредоносное поветрие — поразившая насельников коронавирусная инфекция, бушевавший в августе ураганный ветер и, наконец, обрушившийся на Приморье в ноябре ледяной дождь. PDF-версия.
12 февраля 2021 г. 14:00
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|
![]()
ЖМП № 5 май 2010 /
14 мая 2010 г.
Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупеВоспоминания о епископе Якутском и Ленском Зосиме игумена Иннокентия (Ольховского), эконома Данилова монастыря С будущим епископом Зосимой мы вместе прожили в Даниловом монастыре восемь лет. Многие отмечают его любовь и кротость. Для меня же особенно удивительными и радостными были, пожалуй, три черты его духовного облика. Во-первых, общение с ним дарило ясное ощущение — он монах от природы, Господь дал ему этот удивительный дар. Второе — его трепетное, неподдельно радостное и душевное отношение ко всем священническим обязанностям. И третье — его глубокая церковность. Монашество для епископа Зосимы было сознательным выбором. В нем епископ Зосима полностью раскрылся. В нем он чувствовал себя как рыба в воде. Он искренне говорил, что монашество — его естественное состояние. Конечно, монашество — это и сокровенный, внутренний труд. Если же говорить о внешнем, то в нем можно увидеть безрадостное, механическое выполнение монашеских обязанностей: чтение правила, поклоны, каноны. Но у владыки Зосимы и это всегда приобретало радостный посыл. Нередко он приглашал меня вместе почитать правило или, если это было Великим постом, то Евангелие. Все эти монашеские, можно сказать — не самые увлекательные — обязанности вызывали в его сердце живой отклик и всегда неподдельный интерес. Редко с кем монах может вместе прочитать свое правило. И начиналось для нас это еще в середине 1990-х, когда мы с ним поехали на море, в Бердянск (там наш знакомый священник имел небольшую хибарку на берегу) — ходили вдоль моря и читали вслух правило. И от этого испытывали неподдельную духовную радость. Зосима не был каким-то особенным аскетом, хотя очень интересовался жизнью древних отцов и внимательно читал жития и поучения. Сам смысл монашества как попытки уйти от мирских страстей, но не от людей, раскрылся для меня в епископе Зосиме по-новому. К нему приходило множество людей за советом, и он совмещал свое естественное, Богом данное состояние монашества с интересом к их радостям и вниманием к их горю, хотя это далеко не каждый может. Когда же он стал священником, духовником для своих довольно многочисленных чад, когда он стал часто совершать Божественную литургию, то говорил, что в этом тоже нашел свое призвание. Именно в священном служении. Для него служить Литургию было великой радостью. Для иеромонаха в монастыре, который плотно занят на послушаниях, который постоянно исповедует, любая просьба о совершении дополнительных треб — допустим, кого-то пособоровать, причастить, исповедовать — это дополнительная нагрузка. Тяжело бывает, просто физически тяжело. А Зосима откликался с такой готовностью, как будто только и ждал этого. К нему подойдешь (он еще не был владыкой), скажешь: «Отец, надо поисповедовать, а все заняты…» — «Конечно, — отвечает, — пусть приходят, всегда рад». И видно, что он действительно рад. Вот это совершенно неформальное — не по привычке, не по долгу — отношение к своим священническим обязанностям совершенно драгоценно. К нему приходило множество людей, которые хотели знать его мнение, получить совет, просто побеседовать. Священники знают, иногда это обременительно, но Зосима ни в коем случае не отдалялся, не говорил «мне это чуждо», с терпением и добротой откликался на каждый вопрос человеческой души. Что касается церковности, то мы знаем — бывают даже священнослужители не вполне церковные по тем или иным причинам, им интереснее, может быть, какой-то другой аспект служения, а не именно отношение к Церкви как к святыне. А Зосима жил этим внутренним ощущением. Когда он стал ризничим в монастыре, я был экономом. Отец Зосима всегда говорил, что ризничий — это самое лучшее послушание, потому что связано с богослужением, с церковью. Это облачения, иконы, святыни — что может быть лучше! Все так, но на самом деле это очень напряженное послушание, сложное: он постоянно вертелся как белка в колесе. В праздники на Зосиму невозможно было смотреть без слез, он был совершенно запыхавшийся, измотанный. Ведь это Данилов монастырь — здесь всё искрит, все время что-то меняется, особенно, когда приезжают высокие гости. То где-то ковер забыли постелить, то икону не ту положили на аналой, поэтому порой просто голова кругом. А он сохранял любовь именно к этому послушанию. Удивительно было то, что он никогда ни на кого не обижался. Все мы люди со своими слабостями, особенностями характера, у всех есть острые углы. У него же как будто углов не было — «круглый» характер, непамятозлобивый. Кто бы что ни сделал ему, он всегда искренне прощал. Иногда что-то скажешь резкое сгоряча или от усталости, невнимательность проявишь, думаешь, вот человек обидится. А про Зосиму я твердо знал, что он никогда не обидится, оправдает, в сердце своем поймет. Живущие в монастыре понимают, как редко такое бывает. С таким человеком легко. В городском монастыре жизнь инока тяжела, потому что не затворник, не отшельник, живешь в суете, постоянно среди людей, в потоке совсем не монашеских событий, разговоров, забот. А отец Зосима в гуще всего этого оставался монахом. Поэтому его епископство было просто следующим закономерным шагом служения. Хиротонию владыка воспринял как новое трудное послушание. Он говорил, что вся полнота духовного сана сосредоточена в епископе. И без епископа нет Церкви. Поначалу очень его тяготила необходимость командовать. До хиротонии Зосима никогда не начальствовал, всегда был подчиненным. Один немолодой священник, который встречал владыку, когда его назначили в Якутию, рассказал мне, как они в епархии волновались. Даже присылали к нам в Свято-Данилов монастырь «соглядатая», разведать, что за человек Зосима-архимандрит, который будет у них епископом. Когда же владыка прибыл в епархию, все были поражены его простотой и открытостью. Он был смиренный, кроткий. Например, как-то, когда владыка Зосима с духовенством шли по коридору епархиального здания, он бросился открывать дверь священнику. От епископа такого совсем не ожидали. Даже растерялись. Служение было для владыки непростым: управлять священниками, договариваться с властями, быть, что называется, первым лицом — для него эти вещи были новые и достаточно тяжелые. Но владыка отнесся к этому как к делу всей своей жизни. Для него все предыдущие этапы: послушание краснодеревщика, руководителя издательства, командировка в Иерусалим, затем ризничего в Даниловом монастыре — были как бы кирпичики в фундаменте того здания, которое он дальше мог строить уже сам, используя свои знания, свой опыт. Какая у него была сверхзадача? Создать якутское духовенство. Он считал, что значительная часть духовенства епархии должна быть из местных жителей. Он задумал открыть духовное училище — сейчас оно практически построено, должны к сентябрю освящать. Когда у него дело пошло, он вошел во вкус, он там гениально все устроил: православная гимназия, семинария с общежитием и квартирами для преподавателей. Монастырь мужской. Храм отдельный. И все это уже почти построено. Это все для Якутии. Умудриться пробить там такой православный комплекс — это чудо. У владыки было глубокое знание и понимание истории церковного искусства, церковного зодчества, церковной архитектуры, иконописи. Кстати, в Якутии он первым делом пошил для всего духовенства новые облачения, потому что до него они служили чуть ли не в послевоенных. Церковное искусство он знал и любил, и всегда практически беспроигрышно понимал, где что лучше сделать. Теперь это будет служить поколениям и поколениям якутян на сто лет вперед. С другой стороны — нагрузка возросла в разы: очень серьезный проект, в котором все замыкалось на нем. Неудивительно, что последний год он был весь на нервах. Каждый день ездил на эту стройку, сам во все вникал. Это же было его детище. И сердце не выдержало нагрузки. Якутские власти долго присматривались к новому епископу. Он сетовал, что это такая стена, которую пробить тяжеловато. Не всегда и не всем удается с чиновниками подружиться. Но во второй половине его пребывания в Якутии, особенно в последние два года, он наладил контакт с президентом Республики Саха-Якутии В.А. Штыровым и со всем его аппаратом. И вдруг так получилось, что эти люди — не по ту сторону баррикад, а по эту. Священство его любило, миряне... Однако все равно существовала дистанция епископ — подчиненные, которую невозможно перешагнуть. А он очень любил друзей. Дружеское общение, теплота в монастыре особо ценится. В миру естественно, что есть друзья или приятели. А в монастыре каждая дружеская душа — это редкость. Это очень ценно. А в Якутии он остался как бы один, в удалении от друзей. Это его тяготило. И как же он радовался, когда, приезжая сюда, в Данилов, слышал от нас не «владыко, благословите», а — «Зосима, пойдем чайку попьем». Для него это было утешение. Утешением было и для нас. Несмотря на то, что он епископ, а мы монахи, иеродиаконы, он был нашим другом. Другом он и остался. Я, к сожалению, при живом владыке Зосиме в Якутии не побывал, побывал только на погребении. Раньше все было некогда, недосуг, а теперь я понял, что откладывать такие вещи нельзя. Если есть возможность с другом увидеться, надо этим дорожить. Потому что часто такие люди, каким был наш Зосима, не задерживаются на земле.
14 мая 2010 г.
Ключевые слова:
Дальний Восток, духовенство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Алтарное послушание – по силам ли детям? «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
3 февраля 2023 г. 13:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Дорогие отцы, братья и сестры! Мы вновь вступаем в Великий пост, когда на призыв к покаянию, прозвучавший в дни Богоявления, христиане откликаются своими поступками.
2 февраля 2023 г. 13:00
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
|