выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Некрологи
протоиерей Вячеслав Резников
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Твердая вера в Промысл Божий

В ночь с 15 на 16 мая на 65-м году жизни скоропостижно скончался от сердечной недостаточности клирик храма поселка Черкизово Пушкинского района Московской области протоиерей Вячеслав Резников.

Почти тридцать лет протоиерей Вячеслав Резников прослужил у Престола Божия, из них двадцать пять — в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района Московской области.

Отец Вячеслав родился в Москве в1946 году в семье картографов. Учился в школе, в 1964 году окончил Московский радиоаппаратостроительный техникум, затем отслужил в армии и работал на Московском заводе электромеханизмов.

В 1968 году окончил Литературный институт имени М.Горького, одновременно работая в газете «Известия» в телетайпном отделе. В этом же году вступил в брак с Людмилой Григорьевной Кондратьевой, которая все годы была ему верной помощницей и воспитала троих детей.

В конце 1970-х годов многие, обретя веру, круто изменили свою жизнь: бросили любимую работу, успешную карьеру, иногда даже семью и пошли служить Богу. Вячеслав Резников, уйдя из «Известий», проработал некоторое время таксистом, а в 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию — таких, как он, зачисляли сразу во 2-й класс.

В 1981-м после досрочной сдачи экзаменов за 3-й и 4-й классы Вячеслав был рукоположен сначала в диакона, а затем во иерея и направлен на приходское служение. В 1984 году заочно окончил Московскую духовную академию.

Первым приходом молодого священника стал храм пророка Илии Обыденного. Это был храм, куда чаще всего ходила московская верующая интеллигенция. Так, прихожанами этого храма были Н.Е. Пестов, тайный священник протоиерей Николай Павлович Иванов, профессор, будущий протоиерей Глеб Каледа и многие другие. Отец Вячеслав прослужил там недолго, но даже те, кто потерял с ним общение после его перевода в 1985 году в Серпухов и далее о нем ничего не слышал, и через двадцать лет с благодарностью вспоминали его наставления перед крестом и Евангелием. Здесь же, в Обыденском храме, он начал в качестве проповеди на будничных службах читать Евангелие и кратко объяснять его, то есть начал то, что потом вылилось в замечательную книгу «Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения» — главный труд батюшки. Служение в Ильинском храме Серпухова отец Вячеслав вспоминал как время трудное. В храме не всегда хватало чтецов, певцов и алтарников, да и ездить было далеко.

С 1987 года и до последних своих дней служил в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района.

Можно много говорить о том, каким ревностным служителем был отец Вячеслав, с какой готовностью откликался он на любую просьбу и как всегда был готов исполнить указание настоятеля, как много людей стояло к нему на исповедь и сколь многие искали у него совета и утешения! Сколько было на отпевании в родном храме людей в рясе, считавших себя его духовными детьми или близкими духовными друзьями! Но не в этом своеобразие его личности, о котором нельзя забыть и невозможно не написать.

Главной силой батюшкиного мироощущения была твердая вера в Промысл Божий. Здесь хочется сказать несколько слов о замечательной книге отца Вячеслава об А.С. Пушкине, отмеченной даже общепризнанным пушкинистом В.Непомнящим. Книга написана до прихода в Церковь. Ее точное название «Размышления на пути к вере». Восприняв судьбы героев произведений Пушкина как судьбы живых людей, будущий священник ясно увидел во всем благую, хотя иногда по нашим меркам и парадоксальную волю Божию. Редко кто из пришедших в 70-е годы в Церковь с такой ясностью рассказал о своем обращении.

По объему его литературное наследие не так уж и велико — несколько томов на книжной полке. Но следует помнить, что «Полный круг проповедей» писался более двадцати лет, постепенно преобразовываясь, пополняясь и уточняясь от издания к изданию. «Раскрывая Священное Писание» есть итог многолетней преподавательской деятельности (Училище сестер милосердия, Московский государственный университет леса, Отдел катехизации, МГУ, Современный гуманитарный университет — вот неполный список). Последние годы отец Вячеслав работал над серией брошюр о жизни в Церкви, о таинствах, прежде всего стремясь ответить на часто повторяющиеся вопросы новообращенных прихожан и «захожан».

Но главное, что сохранится в благодарной памяти тех, кто близко знал отца Вячеслава, — это его мудрый, всегда взвешенный взгляд на жизнь. Его порой резкие и ироничные до сарказма суждения, которые, как нож хирурга, иногда вызывали боль, зато потом приходило облегчение... Его раскованные и остроумные высказывания в повседневном общении, становившиеся чуть ли не поговорками, добрая готовность к человеческому общению безо всякой казенной елейности, останутся в нашей памяти.

Вечная тебе память, дорогой собрат в служении. Ты ушел от нас в пасхальные дни. Христос воскресе!

Протоиерей Феодор Веревкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района Московской области

27 мая 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00