выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Репортажи
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению.
Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри.
Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу.
«Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения?

Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?
Не я первый: многих Церковь призывает к архиерейскому служению. Вглядимся в опыт жизни богомудрых святителей минувших лет и эпох. Как им удавалось преодолевать эту великую пропасть между святостью сана и греховностью немощного человеческого естества? Как им было возможно примирять требования высшей справедливости и чистоты с земными помыслами ума? Вглядимся пристально и поймем: в помощь им была дана великая сила послушания.
Епископ, слуга Божий, поставленный на высшую степень служения, как никто другой из христиан призван покорить все разумные силы своей души церковному разуму. У епископа не может быть ничего личного. Каждый свой шаг, каждое слово и каждый жест он должен соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как хранителе истинной веры, священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Каждый христианин призывается Богом к ответственности, к любому из нас обращены слова Христа Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Но если прегрешения мирянина подчас остаются незамеченными, то грех епископа может привести к гибели тысячи душ. Выражение священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ — там Церковь» подчеркивает эту великую ответственность епископа за духовное состояние и сами судьбы пасомых.
Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав все то, о чем говорил ранее, я обращаюсь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в храме поселка Верхний Мост Псковской епархии, оставили глубокий след в моей детской душе. Как громом поразил меня, двенадцатилетнего отрока, сосредоточенный вид погруженных в молитву монахов, идущих ко всенощной в Псково-Печерском монастыре при равномерных ударах колокола.

Эти печорские колокола окончательно разбудили меня в 18-летнем возрасте. Слова Апокалипсиса: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою... (Откр. 2, 4), которые летом 1985 года я прочитал в старой дореволюционной Библии у своей крестной матери в полузабытой псковской деревне, воскресили в моей мятущейся душе окончательное желание навсегда обручить себя с благодатью Божией.

Как золотое время вспоминаю годы обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, где бережно сохранялись заложенные Вами, Ваше Святейшество, на многие годы вперед традиции, которыми и поныне живет любимая alma mater.
Я счастлив, что Вы, Ваше Святейшество, удостоили меня рукоположения в сан пресвитера в день пятидесятилетия моего первого настоятеля, протоиерея Николая Гундяева, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. И где бы мне в дальнейшем ни приходилось совершать свое служение, я всегда, Ваше Святейшество, ощущал Вашу молитвенную помощь и отеческую любовь.

По окончании Духовной академии мне довелось продолжить служение в Богохранимой Костроме под сенью Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В этот судьбоносный для меня день прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, принять искренние слова сыновей благодарности за те бесценные уроки и наставления в духовной жизни, в пастырском служении и в административной деятельности, которые я имел радость получать от Вас в течение 15 лет нашего совместного труда, как на Костромской земле, так и в Синодальном отделе по делам молодежи. Если есть во мне какие-то способности и добрые качества, ими я обязан Вашему воспитанию. Под Вашим руководством мне довелось возрождать духовное образование на Костромской земле; а сегодня — уже в сане Вашего викария — предстоит создавать новое богословское учебное заведение в Алма-Ате.

Мое служение будет проходить в Казахстане — на земле, обильно орошенной кровью новомучеников и исповедников Российских, где сама бескрайняя степь являет собой открытый солнцу антиминс. Незнакомые прежде культурные традиции, новый климат, особые условия жизни совместно с людьми, исповедующими различные религии, создают особые трудности. Но, подобно солнечным лучам, любовь новомучеников Казахстана щедро изливается на всякого, кто со смирением и любовью несет здесь свое церковное послушание. Смиренно молюсь, да помогут мне в служении молитвы всех святых, просиявших в этом благословенном крае.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Ныне смиренно прошу вас вознести молитвы обо мне, грешном, да попалит Божественная благодать невещественным огнем мои грехи и да соделает меня неленостным и непостыдным работником на ниве Христовой. Аминь.

 

7 октября 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00