выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Репортажи
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Свобода и ответственность. Участники съезда обсудили круг проблем и задач современного миссионера

16–18 ноября в Москве состоялся IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. По количеству делегатов он стал одним из самых представительных — в нем приняли участие 165 человек из 101 епархии и 18 духовных учебных заведений. В центре внимания оказались темы миссионерской ответственности мирян и народной катехизации.

Форум приятно удивил не только количеством участников, но и качеством работы. Воздух был наэлектризован, ощущалось колоссальное напряжение сил, охватившее всех стремление обсудить назревшие проблемы, поделиться своим опытом, узнать о том, что делают другие, получить рекомендации для последующей деятельности.
Общий настрой на активную и плодотворную работу оправдался с первых же минут выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Речь Предстоятеля участники съезда сразу назвали программной. В ней были обозначены основные проблемы, стоящие перед современным миссионером, и намечены пути их решения. Собственно, вся последующая работа форума стала раскрытием и расширением того, что в сжатом, концентрированном виде содержалось в речи Патриарха.

С самого начала в центре внимания участников съезда оказались вопросы о миссионерской ответственности мирян и священнослужителей, которые в идеале должны быть в тесном соработничестве друг с другом. На сегодняшний день главная проблема заключается в том, что если священник в той или иной степени осознает свое призвание к миссионерству, то миряне большей частью ощущают себя пассивными участниками приходской жизни. В этой связи одна из первоочередных задач состоит в преодолении этого искаженного восприятия, когда участие мирян в церковной жизни ограничивается просто посещением храма. Как это сделать? Среди предложений — создание на канонической территории Русской Православной Церкви миссионерских советов на уровне епархий, благочиний и отдельных приходов, создание системы катехизации и миссионерской подготовки мирян, введение миссионерских программ в учебный план духовных школ и многое другое.

Были высказаны и другие идеи. Так, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предложил призвать к миссионерскому служению уже существующие объединения православных мирян. По его мысли, миссионерское содержание должно более основательно ощущаться в деятельности обществ православных врачей, журналистов, других добровольных церковных объединений. Владыка Иоанн призвал также возродить в стране всецерковное миссионерское общество, которое существовало в дореволюционной России с 1865 года. Председатель Синодального миссионерского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп выделил в своем докладе основные аспекты миссионерства, основанного на осознании мирянами своего статуса как царственного священства. Среди наиболее важных — сознательное участие всей общины в богослужении, аскетическое делание как демонстрация на земле образа Царства Божиего и, наконец, литургичность, то есть восприятие Литургии в качестве центра общинной жизни.

Немало говорилось на съезде и о формах миссионерской деятельности мирян. Многие из выступавших отмечали, что современная миссия должна проявляться не столько в словах, сколько в образе жизни человека. Особенно ярко эта мысль прозвучала в докладе председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. По словам отца Всеволода, сегодня воздействие произнесенного или напечатанного слова невелико. Для того чтобы произвести впечатление, достучаться до сердца, нужны не слова, а поступок. Поэтому миссия мирян должна в первую очередь заключаться в том, чтобы совершать христианские поступки в тех сферах жизни, где им приходится трудиться. Отец Всеволод также подчеркнул необходимость и высокую эффективность гражданских инициатив, которые способны сделать верующих мирян значимой общественной и политической силой.

Обсуждая возможные методы и формы миссии, участники съезда коснулись вопроса о границах миссионерской активности. В частности, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов напомнил, что миссионерское поле — это зона особой ответственности. И хотя миссионер нередко вынужден выходить за пределы привычных стереотипов, он должен всегда совершать миссию со страхом Божиим. Заботясь о привлечении новых членов, миссионер не вправе забывать о том, что он является лицом Церкви, в том числе и для тех, кто уже находится в церковной ограде и для кого его поведение может стать соблазном.

В этой же связи был затронут и вопрос об интернет-миссии. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заметил, что православная миссия в Интернете нередко просто вырождается в вынесение церковных проблем во внешнюю среду, и призвал бороться с негативными проявлениями так называемого блогерского духа. Неоднозначность и противоречивость опыта интернет-общения отметил в своем выступлении и ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.

Важной темой, прозвучавшей на съезде, стало состояние современной системы катехизации. Участники форума подчеркнули насущную необходимость в повсеместном создании катехизических образовательных курсов для взрослых. Такие курсы должны включать подготовку людей ко крещению и последующую катехизацию, которая может выражаться в различных формах — от индивидуальных и групповых бесед на приходе до создания специализированных центров духовного развития и широкого привлечения самих обучаемых к миссионерской работе.

В ходе работы съезда были также подняты вопросы о критериях эффективности работы миссионера, миссии Русской Православной Церкви за рубежом, уврачевания расколов и противодействия деструктивным религиозным движениям. 

«Путь миссионера легок не бывает», — писал в свое время святитель Филарет Московский. Комплекс проблем и вопросов, поднятых на съезде, еще раз подтвердил эту мысль. Жертвенность, самоотречение и бесконечная любовь к людям — вот качества, которые необходимы любому человеку, вставшему на путь благовестия. Сегодня к ним добавляются наличие хорошего светского и духовного образования, гибкость и деликатность в общении, способность ответить на острые вопросы современности. Нынешний форум показал, что в нашей Церкви есть люди, которые могут поступиться своим комфортом ради спасения ближних и достойно ответить на новые вызовы стремительно меняющегося мира. И в этой демонстрации христианской воли, энергии и готовности идти до конца — одна из заслуг миссионерского съезда.
 

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00