iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Репортажи
 Богоявленский храм  Ильмйарве (Валгамаа). Построен и освящен в 1873 г. По местным архивным данным, два колокола-благовестника пожертвовал император Александр II. Регулярных богослужений нет.
ЖМП № 7 июль 2014 /  24 декабря 2014 г. 08:00
версия для печати версия для печати

В Таллине выпущен фотоальбом «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии»

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ ИЗ НЕГО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ВЫСТАВКЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Выход в свет красочного издания приурочен к большой фотовыставке православного храмового зодчества в этой соседней с Россией стране. Все выставляемые работы (их больше сотни) сделаны одним из лучших современных эстонских фотографов архитектурных памятников Арне Маасиком. С любезного разрешения автора некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Заметим: изданная тиражом всего в 700 экземпляров книга значительно богаче и содержательнее музейной экспозиции. Кроме фотографий всех 178 обнаруженных на территории Эстонии православных церквей и часовен, она содержит проектные чертежи и эскизы, краткие энциклопедические статьи по истории сооружений и снабженные полноценным справочным аппаратом научные статьи по эволюции эстонского православного зодчества.

«Работа выполнена на средства Эстонской художественной академии и Эстонского научного фонда, которые выделили грант "Православные церкви и часовни в Эстонии", — рассказывает автор исследования доктор исторических наук Яанус Плаат. — Выход в свет этого научного труда — моя давняя мечта, и я рад, что она наконец осуществилась. Историей религии зани­маюсь всю сознательную жизнь».

Фотографирование у авторов заняло около шести лет. Фиксировались, признается Плаат, также и старообрядческие постройки, но они в альбом не вошли. С честностью беспристрастных наблюдателей Яанус и Арне запечатлели для истории не только ухоженные церкви чистых городков, но и практически полностью разрушенные сельские храмы, приспособленные в советское время для колхозных нужд. Таких снимков в книге довольно много, но всё же большинство составляют действующие храмы. И, рассматривая эти фотографии, увы, нельзя обойти вниманием до сих пор не зажившую рану раскола 1990-х годов. Ведь храмы Московского Пат­риархата и Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата авторы политкорректно развели по разным главам.

Но этот мотив в альбоме всё же не главный. Пришедшее на древнюю землю эстов в самом начале второго тысячелетия эстонское православие выжило — несмотря на попытки немец­ких рыцарей насадить огнем и мечом католицизм, несмотря на господство лютеранского вероисповедания, несмотря на богоборческий режим советской власти. Сейчас в Таллинской и Нарвской епархиях Эстонской Православной Церкви Мос­ковского Патриархата 32 действующих прихода, на которых служат 43 священника и 14 диаконов, а также Александро-Невский ставропигиальный приход в Таллине. Настоящая жемчужина православной веры на этой земле — Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

24 декабря 2014 г. 08:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00