выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
 Богоявленский храм  Ильмйарве (Валгамаа). Построен и освящен в 1873 г. По местным архивным данным, два колокола-благовестника пожертвовал император Александр II. Регулярных богослужений нет.
ЖМП № 7 июль 2014 /  24 декабря 2014 г. 08:00
версия для печати версия для печати

В Таллине выпущен фотоальбом «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии»

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ ИЗ НЕГО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ВЫСТАВКЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Выход в свет красочного издания приурочен к большой фотовыставке православного храмового зодчества в этой соседней с Россией стране. Все выставляемые работы (их больше сотни) сделаны одним из лучших современных эстонских фотографов архитектурных памятников Арне Маасиком. С любезного разрешения автора некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Заметим: изданная тиражом всего в 700 экземпляров книга значительно богаче и содержательнее музейной экспозиции. Кроме фотографий всех 178 обнаруженных на территории Эстонии православных церквей и часовен, она содержит проектные чертежи и эскизы, краткие энциклопедические статьи по истории сооружений и снабженные полноценным справочным аппаратом научные статьи по эволюции эстонского православного зодчества.

«Работа выполнена на средства Эстонской художественной академии и Эстонского научного фонда, которые выделили грант "Православные церкви и часовни в Эстонии", — рассказывает автор исследования доктор исторических наук Яанус Плаат. — Выход в свет этого научного труда — моя давняя мечта, и я рад, что она наконец осуществилась. Историей религии зани­маюсь всю сознательную жизнь».

Фотографирование у авторов заняло около шести лет. Фиксировались, признается Плаат, также и старообрядческие постройки, но они в альбом не вошли. С честностью беспристрастных наблюдателей Яанус и Арне запечатлели для истории не только ухоженные церкви чистых городков, но и практически полностью разрушенные сельские храмы, приспособленные в советское время для колхозных нужд. Таких снимков в книге довольно много, но всё же большинство составляют действующие храмы. И, рассматривая эти фотографии, увы, нельзя обойти вниманием до сих пор не зажившую рану раскола 1990-х годов. Ведь храмы Московского Пат­риархата и Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата авторы политкорректно развели по разным главам.

Но этот мотив в альбоме всё же не главный. Пришедшее на древнюю землю эстов в самом начале второго тысячелетия эстонское православие выжило — несмотря на попытки немец­ких рыцарей насадить огнем и мечом католицизм, несмотря на господство лютеранского вероисповедания, несмотря на богоборческий режим советской власти. Сейчас в Таллинской и Нарвской епархиях Эстонской Православной Церкви Мос­ковского Патриархата 32 действующих прихода, на которых служат 43 священника и 14 диаконов, а также Александро-Невский ставропигиальный приход в Таллине. Настоящая жемчужина православной веры на этой земле — Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

24 декабря 2014 г. 08:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00