![]()
Осень в российских музеях Готовящийся к 75-летнему юбилею Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева радует ценителей исторического наследия открытым хранилищем белокаменных памятников, музейные работники Коломенского напоминают о почитании святого великомученика Георгия жителями древнего царского села, а в Выборге демонстрируют иконы, восстановленные московскими студентами-живописцами. Несмотря на относительное летнее затишье, государственные учреждения культуры подготовили к началу осени несколько любопытных и важных для церковной аудитории экспозиций. PDF-версия.
28 октября 2022 г. 15:00
Выставочный гид Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-версия
18 ноября 2020 г. 19:50
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Копья вокруг копий Справедливость тезиса «любая копия хуже оригинала» трудно оспаривать: любая копия вторична – а значит, неминуемо оказывается в тени оригинала. Однако в мире искусства есть исключения, и особенно много их там, где сотворивший оригинал художник отстоит от нас по времени на многие столетия. К такому парадоксальному выводу подводит посетителей выставка из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени», открывшаяся в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
16 октября 2020 г. 10:50
Фрески Калязинского монастыря проступают из-под толщи времени К 80-летию гибели архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в затопленном при создании Угличского водохранилища городе Калязине Государственный музей архитектуры преподнес поистине царский подарок ценителям и знатокам православного искусства. Здесь открылась постоянная экспозиция, которая представляет и сами сохраненные фрагменты стенописи соборного храма обители, и подробно рассказывает об истории их спасения и растянувшейся на несколько поколений реставрации.
18 сентября 2020 г. 14:20
Святыня как путеводитель Обычай посещать святые места в Православии известен с глубокой древности, и Русь не исключение. Впрочем, очень долго поклонение вселенским христианским святыням оставалось у наших предков уделом избранных – людей или очень богатых, или принадлежавших к военной либо дипломатической элите. И даже в этих сравнительно узких кругах побывать, к примеру, в Палестине считалось невероятным везением и знаком особой Божией милости. Лаконичная экспозиция в зале временных выставок Музея им. Андрея Рублева предлагает вниманию посетителей связанные с дальними странствиями святыни более позднего Нового времени, когда паломничество стало осознаваться как неотъемлемый атрибут культуры верующего человека.
27 августа 2020 г. 11:22
Преображение в Кижах На онежском острове Кижи отреставрирована Преображенская церковь – уникальный 37-метровый деревянный храм с 22 главами, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, целиком занимающего сейчас всю островную территорию, это поистине эпохальное событие. Ведь сами проектные и производственные работы на насчитывающем 306-летнюю историю памятнике заняли без малого два десятилетия. Ровно 40 лет под сводами храма, закрытого в 1980 году из-за аварийного состояния, не ступала нога туристов. А богослужения тут не совершались и вовсе с 1937 года.
18 августа 2020 г. 14:00
Как глаголица стала кириллицей Широкому зрителю впервые представлен один из наиболее значимых библиографических памятников Древней Руси – самая ранняя из ныне известных иллюстрированная «Книга шестнадцати пророков с толкованиями». Рукопись, датированная 1489 годом, в кругу специалистов известна как «Толковые пророки». Она представляет собой библейские пророчества с толкованиями блаженного Феодорита, епископа Кирского (386 – 457). Уже в наши дни исследователи восстановили имя заказчика этого изделия, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им оказался великокняжеский дьяк Василий Мамырев (+1491), незадолго до земной кончины принявший монашеский постриг с именем Варсонофий.
31 июля 2020 г. 12:00
Иконы места Исстари в память о совершенном паломничестве верующие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Меж двумя престолами Среди первых выставок, открывшихся после вынужденного простоя во Дворце Алексея Михайловича, эта особенно сильно побуждает к размышлениям об исторических параллелях. Автор ее концепции к.и.н. Андрей Топычканов вспомнил, что к истории Коломенского самое непосредственное отношение имеет не только хронологически второй государь в романовской династии, но и его знаменитый современник Патриарх Никон. Предстоятель часто гостил в летней царской резиденции, и однажды самодержец здесь даже подарил ему саккос, вошедший в историю как коломенский и ныне хранящийся в Московском Кремле. Поэтому Андрей Топычканов предложил посетителям музейный взгляд на эволюцию отношений двух великих людей той примечательной эпохи.
19 июня 2020 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 6 июнь 2018 /
21 декабря 2018 г. 15:50
Династия под цифровым увеличениемЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ РОМАНОВЫМ, ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ В СТАРИННОМ ОСОБНЯКЕ Коллекционер осторожно распаковывает ящики, бережно снимает прозрачную пленку с только что напечатанных в фотомастерской черно-белых изображений и прикидывает, какой экспонат где лучше разместить. Его взгляд останавливается на широкой панораме, запечатлевшей отправку русских войск на восточный фронт в декабре 1904 года. «Надо же, вы только посмотрите! — Александр Васильевич не скрывает радостного удивления только что сделавшего важную находку человека. — Государь император благословляет солдат иконой! Раньше я заметить этого не мог, и неудивительно: оригиналы отпечатков вековой давности небольшие, подобные детали на них читаются плохо...» PDF-версия Визит дамы Увлечению Ренжина почти три десятка лет. Однажды к нему, начинающему собирателю русских икон, только поступившему на работу в антикварный отдел Дома книги на Новом Арбате на должность реставратора, нанесла визит пенсионерка далеко за 80. Гостья поведала, что она многие десятилетия отдала режимному предприятию по уничтожению секретных документов и ценных бумаг. Уволилась, потому что не смогла видеть, как на излете перестройки толпы иностранцев стали свободно ходить по их коридорам и едва ли не ногами пинать коробки с ценнейшими архивами. А на прощание прихватила «кое-что по мелочи» — несколько скопившихся в дальнем ящике рабочего стола уникальных документов, которые, по словам посетительницы, «рука не поднялась уничтожить». «Дрожащими руками она вывалила на мой стол содержимое холщового мешка с металлической арматурой — в такие почтальоны раньше принимали корреспонденцию из уличных ящиков для писем. Там были автографы Кирова, фотопортреты Сталина, Ленин без ретуши (физиономия довольно неприятная, в темном переулке такого типа запросто могли побить), фотосъемка Есенина в гробу с лицом в крупных глубоких шрамах... Мое внимание сразу привлекли несколько фотографий Николая II. Тогда связанная с историей семьи последнего российского императора тема в обществе была популярна. И я как помощник старосты на приходе храма Спаса Нерукотворного образа на Кунцевском кладбище живо ей интересовался. Хотя, конечно, тогда мы мало что знали. Быть может, благодаря этому фотографии Николая II меня и поразили...» Сейчас в ренжинской коллекции около тысячи фотографий и несколько стеклянных негативов, запечатлевших представителей августейшей династии (помимо Николая II, здесь можно видеть снимки его отца и деда — императоров Александра III и Александра II) в студийной обстановке, на театрах военных действий, в семейном кругу, на отдыхе и в ходе государственных или неофициальных визитов. Собирает Александр Васильевич, по его словам, только оригиналы (хотя, конечно, они необязательно существуют в единственном экземрляре: со многих негативов делались целые серии отпечатков, особенно если речь шла о так называемых фотооткрытках). Большинство из них были широко известны и раньше, но попадаются в этом собрании раритеты-уникумы. «Например, портрет Николая II с автографом из собрания Патриарха Алексия I. Похоже, существует в единственном экземпляре и прежде никогда не только не выставлялся, но и не публиковался, — рассказывает коллекционер. — Портрет Александры Федоровны в парадном платье взят из большой фотосессии императрицы, пять-шесть фотографий оттуда хорошо известны. Но моя не опубликована нигде». Три сестры с секретом Ренжин преследует цель сделать свое достояние по-настоящему общедоступным. Именно поэтому он не только не препятствует, а, наоборот, всячески поощряет тиражирование полноразмерных электронных копий своих фотографий. Помимо того, он давно мечтает о настоящем государственном музее императорской семьи, куда готов передать весь собранный фотоархив. Впрочем, пока дело дошло только до постоянной экспозиции на скромных площадках, где, увы, системное представление и изучение фондов затруднительно (и то речь идет не о муниципальной, а о частной площадке в старинном особняке). Выставлять совсем маленькие фотоотпечатки с потертостями, замятостями и иными шрамами времени в музейной экспозиции, конечно, можно — но не очень привлекательно для посетителей. И Ренжин нашел выход! Несколько последних лет он увлечен масштабным новым проектом, аналогов которому в частном секторе музейного дела так сразу и не припомнишь. Оцифрованные копии своих фотографий в высоком разрешении он печатает на большеформатных листах так называемой музейной бумаги ручного отлива с высокой пористостью, способной передавать мельчайшие градации цветов и оттенков. Говоря специальными терминами, этот процесс позволяет серьезно увеличить параметр фотографической широты отпечатка. Оцифровывая, увеличивая и печатая на качественных современных носителях старые фотографии, оригиналы которых имели размер в лучшем случае 18 х 24 см (а как правило, и того меньше), иногда в буквальном смысле погружаешься в историю. Тому, как Ренжин увидел в руках государя икону, мы уже стали свидетелями. А вот запечатлевшее двух датских принцесс — Дагмару (будущую императрицу Марию Федоровну) и ее старшую сестру Александру (будущую супругу английского короля Эдуарда VII) — копенгагенское фото второй половины 1860-х годов таило в себе настоящий сюрприз. Лишь на крупноформатном отпечатке стало заметно, как небольшое темное пятнышко за юбкой Александры превратилось в... смеющееся личико третьей сестры, младшей Тиры! Оказалось, безвестный датский фотограф запечатлел сразу трех, а не двух, как долго считалось, принцесс. Отдельная тема в коллекции Ренжина — фотосессии августейших особ и семейств, сделанные как при дворе государя императора, так и в длительных поездках. В 1910 году Николай II отправился на Запад с супругой и детьми, чтобы посетить многочисленную европейскую родню. Благодаря неофициальному характеру визита российский император мог носить партикулярное платье. Позднее он записал в дневнике, что был несказанно рад возможности целых три месяца не надевать мундир. Но иногда парадную форму во время того путешествия государь все же примерял: встретившись в английской столице с «кузеном Джорджи» (королем Георгом V), они шутки ради решили... поменяться костюмами, что только подчеркнуло их потрясающее портретное сходство. Тот же Лондон 14 годами ранее. Николай с Александрой приехали показать первенца — новорожденную великую княжну Ольгу — ее прабабушке, английской королеве Виктории. Этот групповой снимок сам по себе интересен потрясающей гаммой эмоций и переживаний! А вот запечатленный английским фотографом в той же поездке молодой русский царь предстает в совершенно невероятном мундире — этакой экспериментальной фантазии на национальные русские мотивы. Совсем молоденькая гессенская принцесса Алиса с братом наследным принцем Эрнестом Людвигом, сестрами Иреной и Эллой и их отцом великим герцогом Людвигом IV Гессенским. Здесь же бабушка королева Виктория, и на всех траурные одеяния. Это декабрь 1878 года, только что от дифтерита умерла мама будущей российской императрицы. «С утра с Papа' катались на моторах. Прокололи два колеса», — пишет цесаревич Алексей на фотооткрытке сестре Ольге, которая имеется в ренжинском собрании. «А вот и красноречивая иллюстрация к автографу наследника-цесаревича: Николай II с сыном во время автомобильной прогулки ждут, пока заменят пришедшую в негодность резину», — обращает внимание еще на одну фотографию Александр Васильевич. Два кольца, два конца Как ни парадоксально, фототему в своем собирательстве Ренжин отнюдь не считает основной. Главное место он уделяет связанным с семьей последнего российского императора предметам материальной культуры. Некоторым из них также нашлось место в экспозиции в Токмаковом переулке. «Из владимирских земель происходит эта коронационная икона с образами святителя Николая и святой мученицы царицы Александры Римской. Конечно, император с императрицей в руках ее не держали. Да и вряд ли она принимала участие в торжествах 1896 года: тогда многие иконописные мастерские получали подобные заказы. Купил я ее 26 лет назад у одного частного петербургского коллекционера, — рассказывает Александр Васильевич. — Скорее, это демонстрация того, что память о последнем царе все советские годы жила в народе». Из того же ряда — потрясающий воображение будильник, изготовленный в Москве в начале 1950-х годов. Сами-то часы, впрочем, ничем не примечательны: обычный серийный агрегат. Но вот циферблат туда вставлен дореволюционный. Хромолитографией по металлу на нем нанесены цветные изображения Николая II и Александры Федоровны. «Это деталь от будильника, выпущенного небольшим тиражом к коронации Николая Александровича, — объясняет коллекционер. — Вещь эту я обнаружил в захолустной деревне, будильник просто стоял там на стареньком черно-белом телевизоре». Александр Васильевич указывает на официальный коронационный стакан из эмалированной жести, созданный к церемонии 1896 года. Известно, что в роли, по современной терминологии, его дизайнера выступил сам Николай II. Выпущен этот сосуд микроскопическим тиражом, его нет в фондах ни Государственного исторического музея, ни Музея-заповедника «Московский Кремль». «У меня это изделие в первозданной сохранности, на нем ни единой рисочки! — гордится Ренжин. — Получил я реликвию от одной старушки, у которой она была завернута в бархат. Этот тканевый футляр за долгие годы в буквальном смысле окаменел, мне пришлось сковыривать его как скорлупу! Рядом вы видите немецкую фарфоровую реплику — ее сохранность заметно хуже. Известен еще один вариант реплики — в серебряной оправе, но он на антикварном рынке очень дорогой, позволить его купить я себе не смог». Премьера экспозиции — фарфоровое яйцо из ансамбля императорских пасхальных даров. Как известно, аудиенции с вручением дорогих презентов входили в праздничный распорядок всех российских императоров начиная с Николая I. У этого экспоната сохранилась не только подвесная лента, но и подносное блюдце от мастерской Карла Фаберже. А вот императрица Александра Федоровна любила дарить представительницам прекрасного пола (конечно, не на Пасху, а в другие знаменательные дни) ножницы для женского рукоделия. «Вообще у меня их дюжина, к ручкам каждых из них приделаны портреты августейшей четы в профиль, — говорит Ренжин. — Здесь я демонстрирую пять подобных предметов разного размера». Коллекционер подчеркивает: всё, что можно увидеть на этих витринах, сохранили и пронесли сквозь десятилетия обычные советские граждане. И это вызывает не меньшее удивление, чем сами экспонаты.
21 декабря 2018 г. 15:50
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|